Рубрику ведет Татьяна ПОГОРЕЛОВА
Пенсия
– Работаю учителем труда в сельской школе. Моя учебная нагрузка в этой должности составляет 12 часов в неделю. Чтобы получать полную ставку заработной платы, администрация школы мне предложила вести 2 часа факультативных занятий, 2 часа воспитательских, 4 часа кружковой работы. Все из-за того, что теперь для пенсии за выслугу лет необходимо иметь полную ставку. Будут ли эти часы суммироваться при решении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет?
Г.СЕМЕНИХИН
Калужская область
– В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 при назначении пенсии за выслугу лет учителям часы преподавательской работы (учебной нагрузки), которые предусмотрены учебными планами (в том числе за сеткой часов учебных планов), а также часы работы в качестве воспитателей должны суммироваться.
Время работы в качестве педагогов дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях не включаются в стаж для пенсии за выслугу лет, так как в соответствии со Списком профессий и должностей педагогических работников образовательных учреждений, работа в которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет (Список 1999 года), время работы в должности педагога дополнительного образования засчитывается в стаж для пенсии за выслугу лет при условии, что эта работа выполняется в учреждениях дополнительного образования. В связи с этим часы кружковой работы в общеобразовательных учреждениях не суммируются. Суммируются только часы кружковой работы в качестве педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей.
Оплата труда
– В последнее время очень изменились правила повышения заработной платы, если, конечно, это не очередная экономия средств на незнании учителей. Поэтому просим сообщить подробно все возможные случаи повышения зарплаты.
Коллектив учителей
Тацгенский район,
Ростовская область
– Действующими условиями оплаты труда работников предусмотрено в отдельных случаях за специфику работы в некоторых учреждениях (группах) для детей установление ставок заработной платы и должностных окладов в более высоких размерах, чем те, которые соответствуют установленному работнику разряду оплаты труда по ТКХ.
Установление более высоких ставок заработной платы (должностных окладов) осуществляется путем их повышения на определенный законодательством размер в процентах.
Повышение ставок заработной платы (должностных окладов) работников за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, производится в соответствии с Перечнем компенсационных доплат и повышений ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений, предусмотренным по согласованию с Минтрудом России в письме Минобразования России от 10.01.1993 г. N 10/32-т, в следующих случаях:
– за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся (воспитанников, детей) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития – на 15-20%;
– за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для воспитанников с девиантным поведением: медицинским работникам – на 30%; педагогическим и другим работникам – на 15-20%;
– за работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в группах учреждений начального профессионального образования) – на 20%;
– за работу в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования при исправительно-трудовых учреждениях, воспитательно-трудовых и лечебно-трудовых профилакториях МВД Российской Федерации – 50-75%;
За работу в указанных образовательных учреждениях, занятых обучением лиц, которым решением суда определено содержание в исправительно-трудовых колониях строгого или особого видов режима, ставки и оклады дополнительно повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих исправительно-трудовых колоний за работу с этими осужденными, – на 10-15%.
При установлении ставок (окладов) таких работников и их повышении применяется ставка 1-го разряда ЕТС, увеличенная на 20 %, как это предусмотрено для гражданского персонала исправительно-трудовых учреждений, при которых созданы эти образовательные учреждения.
– За работу в образовательных учреждениях, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, детских дошкольных учреждениях, обслуживающих работников предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, а также в учреждениях начального профессионального образования, находящихся вне закрытых административно-территориальных образований и осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров для предприятий и организаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии, по специально утвержденному перечню, – на 20%;
– за работу в школах-интернатах общего типа (в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов и дисциплин) – на 15 %;
– педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей ставки заработной платы повышаются на 15%;
– за работу в образовательных учреждениях (классах) для обучающихся в длительном лечении, в т.ч. санаторного типа (школы, школы-интернаты, детские дома, центры для детей с туберкулезной интоксикацией, с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и др), – на 15-20%;
– специалистам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности – на 25 %;
– женщинам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части с перерывом более двух часов, – на 30%;
– учителям за индивидуальное обучение на дому больных детей-хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) – на 20%. Индивидуальному обучению на дому подлежат дети-хроники, перенесшие костный туберкулез, полиомиелит, психопаты, эпилептики и др.;
– учителям за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больниц для взрослых, – на 20%;
– руководящим, педагогическим работникам и другим специалистам медико-педагогических и психолого-медико-педагогических консультаций, логопедических пунктов – на 20%;
– за работу в учреждениях системы Министерства социальной защиты населения: детских домах всех типов и наименований, отделениях для детей-инвалидов в учреждениях для взрослых – на 15-20%;
– педагогическим работникам за работу в учреждениях здравоохранения: специализированных домах ребенка, детских больницах (отделениях), санаториях и др. – на 20%;
– старшим мастерам и мастерам производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования, организованных для обучения профессиям художественных ремесел, а также учреждений, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для предприятий и организаций угольной, сланцевой промышленности, черной и цветной металлургии и для горно-капитальных работ повышение производится на 15%.
Конкретный перечень работников, которым могут повышаться должностные оклады (ставки) на 15 – 20%, и конкретный размер этого повышения определяются руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении, или от степени и продолжительности общения с детьми и подростками с девиантным поведением специальных учебно-воспитательных учреждений.
В образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, повышение должностного оклада руководителя производится на 15%.
Если такие классы (группы) созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то повышение должностных окладов (ставок заработной платы) руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах (группах), производится на 20%.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с контингентом воспитанников, имеющих отклонения в развитии, с задержкой психического развития или нуждающихся в длительном лечении, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, имеющих отклонения в умственном развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются по двум основаниям.
Следует сказать о применении при оплате труда работников отдельных образовательных учреждений п. 55 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения и п. 6.2 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, которые предусматривают:
повышение должностных окладов и ставок заработной платы за знание иностранного языка и применение его в практической работе:
– директорам, заместителям директоров по учебной, учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, по иностранному языку, по производственному обучению, учителям, преподавателям, воспитателям, старшим воспитателям, старшим вожатым в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением иностранного языка – на 15 %;
– заведующим, воспитателям, старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, в которых работа по воспитанию детей ведется на иностранном языке, – на 10%.
повышение ставок заработной платы за преподавание русского языка в школах с нерусским языком обучения и языка республики в школах с русским языком обучения:
– учителям и преподавателям общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, за часы занятий по русскому языку в I – XI классах и литературе в V – XI классах – на 15%;
– преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования (групп, отделений) с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, за часы занятий по русскому языку и литературе – на 15%;
– учителям и преподавателям национального языка и литературы общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с русским языком обучения – на 15%.
При установлении работникам повышенных ставок заработной платы необходимо иметь в виду следующее. В случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям, абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставки (оклада) без учета повышения по другим основаниям, или проценты, на которые установлено каждое повышение, суммируются, и повышение оклада (ставки), соответствующего установленному разряду оплаты труда по ЕТС, производится на общий процент.
В результате повышений окладов (ставок) по всем основаниям образуются новые должностные оклады (ставки заработной платы), из которых исчисляется заработная плата работников в зависимости от учебной нагрузки (объема педагогической работы).
Трудовые отношения
– В нашей школе работают два учителя математики. У одной объем учебной нагрузки был 22 часа, у второй – 18 часов. На новый учебный год у первой учительницы остается 22 часа, а у второй учительницы математики – 16 часов, так как у нее сокращается количество классов-комплектов. Администрация школы предлагает первой учительнице отдать второй часы до полной учебной нагрузки. Оба учителя имеют высшую квалификационную категорию. Первый учитель работает в школе более 20 лет, второй учитель – 13 лет. Имеет ли право администрация требовать, чтобы первый учитель отдал свои часы?
Г.ПУЗИКОВА
Бирск,
Башкортостан
– Пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196, предусмотрено, что объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается учителю только с его письменного согласия.
Установленный учителю в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации учреждения, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является основной работой, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
Учитывая сказанное в рассматриваемом случае, директор школы не может обязать первую учительницу передать часть ее учебной нагрузки другому учителю.
Аттестация
– Существует ли какая-то зацепка в нормативной базе для возможности приостановить аттестацию на какое-то время? В каких случаях действие квалификационных категорий может быть продлено после истечения срока их действия?
А.МАЛАХОВ
Пенза
– Учитывая окончание сроков действия квалификационных категорий в условиях тяжелого финансового положения работников образования, Отраслевым тарифным соглашением по учреждениям образования Российской Федерации на 2000-2003 годы, подготовленным Минобразованием России и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, рекомендовано продлевать действие квалификационных категорий в случае наличия задолженности по заработной плате, предусматривая такую необходимость в территориальных соглашениях. При этом для желающих пройти аттестацию на другую квалификационную категорию или подтвердить имеющуюся такая возможность должна быть предоставлена. Это может быть обусловлено установлением упрощенных процедур аттестации, не требующих значительных финансовых затрат, например, с учетом только практической деятельности аттестуемых и рекомендаций педагогических коллективов образовательных учреждений, что во многом снимет возникшую по этому поводу напряженность.
Что касается продления сроков действия квалификационных категорий, связанного с индивидуальными причинами невозможности прохождения работником аттестации после истечения срока их действия, то этот вопрос должен рассматриваться в каждом конкретном случае соответствующим органом управления образованием. Именно им присваивается квалификационная категория на основании заявления работника (основание: письмо Минобразования РФ и Профсоюза работников образования и науки РФ от 15.08.2000 г. N 279/19-10/117). Наиболее типичные случаи продления сроков действия квалификационных категорий могут закрепляться территориальными соглашениями.
Комментарии