Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ваш адвокат

Учительская газета, №21 от 21 мая 2013. Читать номер
Автор:

– Должен ли учитель получать какую-либо оплату в школе, если находится на курсах повышения квалификации?

– Ответ на этот вопрос зависит от того, по чьей инициативе осуществляется повышение квалификации. Если инициатива исходит от вас лично, то решение об оплате обучения, а также предоставлении оплачиваемого отпуска будет приниматься по договоренности с администрацией, причем законодательство в этом случае никаких обязанностей на нее не накладывает.Если же решение о направлении на курсы повышения квалификации принято администрацией, то согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов.Положения коллективного договора и иных локальных актов могут предусматривать расширенный перечень льгот работникам, направленным на курсы повышения квалификации, включая обязанность администрации направить вас на такие курсы и оплатить обучение.Материальное обеспечение работников образовательных учреждений, направляемых на повышение квалификации с отрывом от основной работы, осуществляется в соответствии с п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. №610. За слушателями на время их обучения с отрывом от работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от работы, выплачиваются суточные по нормам, установленным для командировок на территории Российской Федерации. Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств организаций по месту основной работы слушателей. На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.Обращаю внимание, в соответствии с пунктом 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.- Я учитель информатики 1-й квалификационной категории со стажем работы более 10 лет. Прошла курсы повышения квалификации по информатике, являюсь победителем конкурса учителей информатики «Лучший ИКТ-урок», занимаюсь инновационной деятельностью в сфере информационных технологий, у моих учеников достижения в различных конкурсах по информатике. Но в дипломе моя специальность «математик». Имею ли я право работать учителем информатики?- В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н), требованиями к квалификации по должности учителя установлено следующее: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.Кроме того, разделом «Общие положения» вышеупомянутого приказа в п. 9 установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.Письмом Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. №03-515/59 даны разъяснения о порядке применения пункта 9 раздела «Общие положения» вышеназванного приказа.В частности, отмечено следующее. Аттестационная комиссия, о которой идет речь в п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н, призвана выполнять задачу коллегиального рассмотрения возможности приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и вынесения соответствующих рекомендаций для работодателя.В указанном пункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в том числе по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей,  роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.При применении п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие «в порядке исключения» при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 09.02.2004 г. №9.В рассматриваемом случае достижения учителя в области преподавания информатики весомы, поэтому можно применить п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования и дать возможность учителю продолжить работу. – Школу, в которой я работаю, расформировали. До педагогической пенсии мне не хватит одного года. Хочу взять длительный отпуск на год. Войдет ли он в стаж для досрочной пенсии и для пенсии на общих основаниях?- Если такой отпуск не оплачивается, то период нахождения в этом отпуске в страховой стаж для назначения трудовой пенсии на общих основаниях не включается. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). В стаж для досрочной пенсии время нахождения в отпуске до одного года педагогическим работникам не засчитывается.- Я работаю в негосударственном общеобразовательном учреждении «Смоленская православная гимназия». В этом году наши педагоги столкнулись с проблемой получения категорий. Во всех инстанциях им отказано в прохождении аттестации. Правомерно ли это? Или все же учитель негосударственной школы имеет право на аттестацию?- Письмом Минобрнауки РФ от 15.08.2011 г. №03-515/59 по аналогичному вопросу даны следующие разъяснения. Для распространения Порядка аттестации педагогических работников, установленного для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, на педагогических работников образовательных учреждений, не являющихся государственными или муниципальными, а также педагогических работников учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся образовательными, требуется внесение соответствующих изменений в Закон РФ «Об образовании» в части полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования.В настоящее время в соответствии со статьей 28 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а в соответствии со статьей 29 указанного закона, определяющей полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования, – организация и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений.Вместе с тем негосударственные образовательные учреждения, а также другие учреждения и организации, в которых имеются должности педагогических работников, могут самостоятельно принимать решение о проведении аттестации педагогических работников в порядке и на условиях, определяемых этими учреждениями и организациями с учетом положений, предусмотренных статьями 81, 82 Трудового кодекса РФ. При этом может быть использован порядок аттестации, установленный для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.Результаты такой аттестации другой работодатель вправе не учитывать, так же как могут не учитываться в негосударственных образовательных учреждениях результаты аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.Обращаем внимание, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) в ст. 49 четко предусмотрено, что проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Таким образом, после вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (с 1 сентября 2013 года) проблем с аттестацией у вас не должно будет возникать.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту