Современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, способных ориентироваться в бурно расширяющемся информационном потоке, обладающих четко выраженной гражданской позицией. Выполняет ли современная школа этот социальный заказ? Думаю, не в полной мере.
Во-первых, резко расширившийся за последний век объем знаний об окружающем мире привел к тому, что, хотим мы этого или не хотим, наступила эпоха узких специалистов. Еще в конце XVIII века существовало такое явление, как ученые-энциклопедисты, которые были способны совершать гениальные открытия в различных областях науки. Теперь подобное просто физически невозможно. Попытки «втиснуть» расширившийся объем информации в рамки школьной программы неизбежно приводят к психоэмоциональной перегрузке учащихся, что в свою очередь влечет за собой отторжение школьниками новых, излишних, по их мнению, знаний. Эффективность процесса обучения в данном случае значительно снижается. Кроме того, возникает разрыв между требованиями к уровню подготовки абитуриентов, предъявляемыми высшими учебными заведениями и знаниями, которые дает школа. Я считаю, что предстоящая профилизация среднего образования позволит решить эту существенную проблему.
Во-вторых, российское образование традиционно остается излишне теоретизированным. Учащиеся получают достаточно большой объем знаний, но применить их на практике зачастую не в состоянии. Считаю необходимым введение в рамки школьной программы большего количества практико-ориентированных курсов, способствующих развитию у школьников базовых компетенций, необходимых для успешного существования в современном обществе.
В условиях бурно развивающегося мира знания, умения и навыки, получаемые учащимися в средних, да и в высших учебных заведениях, быстро перестают соответствовать требованиям времени. Поэтому необходимо наладить эффективную систему прогнозирования возможных изменений образовательных потребностей. Необходимо создать федеральную программу по поддержке развития перспективных отраслей знаний, специалисты в которых будут востребованы на рынке труда через 10-15 лет. Пока что российское образование, особенно в профессиональной области, стремится к реализации образовательных потребностей сегодняшнего дня и практически не заглядывает в завтрашний день. Мы все еще продолжаем готовить будущих безработных юристов и экономистов, хотя в самое ближайшее время, учитывая скорость развития современных технологий, стране понадобятся, к примеру, генные инженеры.
И в то же время возросшая нагрузка на педагога входит в противоречие с явно недостаточным уровнем материального вознаграждения за выполняемую работу. Объективным фактом является то, что в современном российском обществе престижность той или иной профессии определяется уровнем материального благосостояния, которого может достичь человек.
Если престижность педагогической профессии оставляет желать лучшего, то социальную роль, выполняемую учительством, трудно переоценить.История изобилует массой примеров влияния учительства на дальнейшее развитие общества. Так, во второй половине XIX века в результате реформ Мэйдзи в Японии была создана регулярная армия по европейскому образцу. Профессиональные воины – самураи потеряли свои привилегии. Самураи нашли для себя новую общественную нишу. Многие из них, покинув армию, ушли в школу. Кодекс самурайской чести – бусидо – стал настольной книгой для японских мальчиков и девочек. В результате через несколько лет было воспитано абсолютно милитаризированное поколение, готовое без раздумий убивать и умирать ради мифической идеи общеазиатской Великой Японской империи.
В истории можно обнаружить значительное количество подобных примеров. Какие взгляды привьют учителя молодому поколению россиян – ведь именно этим юным людям обустраивать наше общество в XXI веке? Вопрос остается открытым. И будет оставаться открытым до тех пор, пока не будет повышен социальный статус учителя.
Валерий САЛИКОВ, учитель истории СШ № 36, учитель года Тамбовской области-2003, salikovvyu@yandex.ru, Тамбов
Комментарии