search
main
0

Валентина МАТВИЕНКО, председатель Совета Федерации РФ, председатель Совета по делам инвалидов: Совет Федерации возьмет введение инклюзии под свой контроль

​В московской школе-интернате №44 состоялось заседание Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации РФ. Участники заседания обсудили проблемы законодательного закрепления инклюзивного образования. С основным докладом выступила спикер СФ РФ Валентина Матвиенко.

– На мой взгляд, чтобы результативно работать в таком совете, недостаточно иметь только компетентность, профессионализм, быть активным, неравнодушным, отзывчивым, уметь принимать чужое горе, чужую беду как свою, стремиться сделать для облегчения этих людей все, что в наших силах.Я убеждена, что в нашем совете собрались именно такие люди, для которых нужды и проблемы инвалидов – категории не только социальной политики, но и нравственности, общественной морали. Это тем более важно, что в нашей стране масштабы детской инвалидности, к сожалению, продолжают расти, остановить рост численности детей с ограниченными возможностями пока не удается. Эта проблема имеет не только, безусловно, медицинское, но и социальное, гуманитарное измерение.В течение довольно длительного времени страна ограничивалась главным образом оказанием детям-инвалидам медицинской, патронажной помощи, что, безусловно, важно. Но сегодня очевидно, что этого недостаточно, что дети с ограниченными возможностями хотят активно участвовать в жизни общества, и при создании необходимых для этого условий они на это способны. Осознание необходимости изменения акцентов в подходе к проблемам детей-инвалидов, на мой взгляд, в стране произошло. Огромная заслуга в этом и руководителей нашего государства, которые уловили это веяние времени, общественных настроений, внесли соответствующие коррективы в социальную политику Российского государства. Мы сегодня твердо взяли курс на создание для детей-инвалидов возможностей и условий, обеспечивающих им как можно более полную социальную адаптацию в сфере, где этот поворот обозначился особенно отчетливо, – образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Основное внимание совет должен уделить правовому, законодательному обеспечению решения этой задачи. В связи с этим хочу отметить такое важное продвижение вперед в этой сфере, как недавняя ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, которая подвела черту под довольно длительным периодом активной совместной работы общественных организаций, федеральных законодателей, органов исполнительной власти. Теперь предстоит не менее важный этап – работа, направленная на то, чтобы требования конвенции выполняли на всей территории Российской Федерации. Само по себе, автоматически, к сожалению, этого не произойдет, нужны усилия не только органов государственной власти, но и структур гражданского общества по приведению в соответствие с конвенцией российских правовых нормативных актов, а также жесткий контроль над их выполнением в правоприменительной практике. Считаю, что через некоторое время наш совет мог бы посвятить одно из заседаний тому, как на практике реализуются положения конвенции в нашей стране.В своей предвыборной программе Владимир Владимирович Путин поставил задачу создания системы, которая помогла бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать, найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. Практическая работа по ее выполнению началась. Президент подписал указы, предусматривающие увеличение к 2020 году до 25 процентов доли образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, здания которых должны быть приспособлены для обучения инвалидов. Кроме того, до 1 ноября нынешнего года должен быть разработан комплекс мер, направленных на обеспечение доступности для этой социальной группы профессионального образования, в том числе совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов, а также подготовка специализированных программ профессионального обучения.По данным Министерства образования и науки РФ, более 200 тысяч детей-инвалидов обучаются сегодня в специализированных, коррекционных образовательных учреждениях. Почти 240 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных образовательных учреждениях, из них более 111 тысяч – в коррекционных классах. Эти цифры говорят о том, что процесс начался, сфера образования становится доступной для детей-инвалидов. Однако, по мнению специалистов, представителей общественных организаций, это лишь начало. Почивать на лаврах нам пока не приходится, особенно если принять во внимание не только количественные, но и качественные показатели происходящих изменений. Здесь еще предстоит огромная работа, и, полагаю, наш совет может и должен внести свой вклад в выработку предложений, рекомендаций, направленных на совершенствование процесса образовательного профессионального обучения детей-инвалидов. Уж поверьте, Совет Федерации использует все свои возможности и ресурсы для того, чтобы эти предложения претворить в жизнь.В прошлом году стартовала государственная программа «Доступная среда». Совет Федерации как палата регионов осуществляет постоянный мониторинг его реализации в субъектах Российской Федерации. В феврале нынешнего года в рамках правительственного часа мы заслушали информацию министра здравоохранения и социального развития РФ о выполнении программы в субъектах Российской Федерации, меры по созданию безбарьерной среды, предусмотренные программой, осуществляются в том числе в образовательных учреждениях, но хотелось бы, безусловно, чтобы эта работа развивалась более быстрыми темпами. Мы обязательно продолжим следить за ее выполнением.Зарубежный (а в последние годы и наш собственный, отечественный) опыт показывает особенно большую эффективность с точки зрения социальной адаптации детей-инвалидов так называемого инклюзивного образования. Есть точка зрения, которую высказывают его противники: пока образовательные школы не готовы к инклюзивному образованию. Но если мы не начнем его, если мы не начнем менять сознание школьников и в целом школы к восприятию детей с ограниченными возможностями, никогда такого восприятия не будет.Во все большем числе регионов формируются базовые образовательные учреждения, создаются специальные или интегрированные классы, открывающие детям-инвалидам возможность не только обучения, но и, что очень важно, общения со своими сверстниками, не имеющими нарушений развития. Около тысячи специалистов из регионов прошли обучение методикам инклюзивного образования. Подготовка таких педагогов будет продолжена нарастающими темпами, потому что, конечно, к такой работе должна быть специальная подготовка педагогов. Такое совместное обучение важно как для одних, так и для других, и в этом именно, мне кажется, может быть настоящий прорыв в образовании, в воспитании, прорыв в первую очередь гуманистический и нравственный. Думаю, что мы должны всемерно поддерживать развитие этого процесса – создание школ, классов, ориентированных на такое совместное обучение, не исключая, естественно, специализированных школ, потому что есть разный уровень ограничения по здоровью детей. Но инклюзивное образование должно все-таки более быстрыми темпами развиваться. Работа идет, работа немалая, но темпы ее оставляют желать лучшего. Регионы пока медленно перестраиваются на новые подходы в образовании, в обучении. Насколько мне известно, закон об инклюзивном обучении принят в 2010 году только в Москве, еще несколько регионов сообщают о том, что готовы такие законы, вместе с тем все большее число специалистов, да и просто граждан, высказываются за включение специального раздела об инклюзивном образовании в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который проходит сейчас общественное обсуждение. Мне кажется, что было бы правильным шагом включить такой раздел, я думаю, что, если наш совет подготовит такие предложения, Совет Федерации на праве законодательной инициативы внесет эти предложения и будет отслеживать обязательно их принятие.В любом случае мы понимаем, что сегодня мешкать с решением правовых, организационных, методических вопросов, связанных с обучением детей с ограниченными возможностями, не следует. Есть одно высказывание Леонардо да Винчи: «Железо ржавеет, не находя себе применения, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Первая школа для слепых была открыта в России в самом начале XIX века, а обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи началось только через 150 лет. И слава богу, что сегодня развитие системы образования для детей с ограниченными возможностями идет несравненно быстрее, но тем не менее не так быстро, как необходимо, исходя из реальной ситуации в нашей стране.Какие здесь стоят задачи? Какие из них первоочередные? Ратификация Конвенции о правах инвалидов требует обновления нашего законодательства по многим направлениям. Работа идет, будем надеяться, что в ходе осенней сессии некоторые нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей-инвалидов, будут рассмотрены и приняты. Кроме того, планируется внесение в Госдуму нового закона об образовании. Мы будем внимательно следить за тем, чтобы интересы детей с ограниченными возможностями в нем были отражены и защищены, в том числе достаточно учтены потребности в инклюзивном образовании. Собственно говоря, сегодня новые информационные технологии позволяют внедрять новые современные методы образования, в том числе и на расстоянии. Важно посмотреть, как учтены потребности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в законодательстве о государственных закупках и в других нормативных актах. Должны быть отражены интересы и потребности детей-инвалидов и в национальном плане действий в интересах детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте