Немало людей уверены: стоит поднять уровень жизни населения и разводов станет меньше. Но ведь кризис института семьи начался именно с развитых стран. Да и среди богатых людей разведённых предостаточно!
О кризисе института семьи, равно как и о необходимости делать всё для его укрепления, сейчас говорят много и часто. Правда, рецепты предлагают весьма и весьма разные. Тут и законодательный запрет разводов, и колоссальные алименты, и специальные курсы для молодожёнов (со сдачей экзаменов на право создания ячейки общества), и многое-многое другое, включая уголовное преследование за супружескую измену и шариатские суды. Немало людей уверены: стоит поднять уровень жизни населения, как люди тут же перестанут разводиться и начнут больше любить друг друга – в хорошем смысле этого слова. Хотя почему-то забывается тот факт, что кризис института семьи начался именно с развитых стран, а в развивающихся и отстающих странах семейные традиции соблюдаются гораздо более строго.
Во времена позднего социализма у нас в стране был введён школьный курс «Этика и психология семейной жизни». Правда, особой популярностью у детей он не пользовался, потому что там говорили о слишком уж бытовых вещах – как составить семейный бюджет, как распределить ответственность между мужем и женой и далее в том же духе. Дети же ожидали чего-то более интересного и откровенного, но об этом в те времена говорить и писать было не принято по причине якобы удивительного целомудрия советских граждан. А семьи всё распадались и распадались.
Однако когда в 90-е годы попытались сделать упор именно на откровениях и попробовали приобщить школьников к сексуальной культуре, возмутилась уже родительская (в подавляющем большинстве – религиозная) общественность. Создателей этих курсов и программ обвинили в растлении детей, в том, что они работают на ЦРУ и выполняют план Даллеса по уничтожению России. Активисты тут же связали рост разводов, увеличение числа несовершеннолетних пациентов кожвендиспансеров и малолетних проституток с этими курсами секспросвета, заявив, что спасти детей и семью в целом может только приобщение к вере, причём в обязательном порядке на специальных уроках. Хотя, наоборот, курсы «Валеология», «Основы сексуальной грамотности», «Основы здорового образа жизни» и тому подобные как раз и пытались ввести для того, чтобы противостоять резкому всплеску подростковой беременности, эпидемии гонореи, герпеса, ВИЧ и других инфекций.
Увы, и после введения в ряде регионов курса «Основы православной культуры» ситуация не улучшилась. Конечно, его сторонники горячо уверяли всех, что ребята тут же подобрели и поумнели, мальчики стали более мужественными и благородными, девочки – скромными и целомудренными, однако порнозависимых подростков, школьниц-проституток, юных наркоманов и больных сифилисом почему-то не уменьшилось.
Думается, что все предыдущие попытки одарить детей знаниями и представлениями о столь деликатной сфере, как взаимоотношения между мужчиной и женщиной, буксовали из-за отсутствия очень важного элемента – знания возрастной психологии, а также понимания, что же на самом деле нужно современному школьнику, что волнует его помимо либидо и спасения души. Но попытки эти не прекращаются. В некоторых тамбовских школах с апреля решили преподавать экспериментальный курс для десятиклассников «Нравственные основы семейной жизни». На уроках будут рассказывать, в чем заключаются семейные ценности, что такое человек с самых разных точек зрения – биологической, духовной, социальной, что такое стыд и совесть. А поскольку чисто теоретические знания мало кому интересны и скучны, преподаватели вместе с детьми будут анализировать ошибки, которые могут допустить будущие супруги, а также и те, кто уже вступил в брак. Интересно, что создателем курса стал не профессиональный сексолог и не священнослужитель, а педагог и руководитель телестудии «Альма Матер» ТГТУ Владимир Геращенко. Если пилотная версия курса о супружеских отношениях окажется удачной, региональное управление образования и науки введет такой курс во всех школах Тамбовской области.
И все же главный вопрос – насколько «Нравственные основы семейной жизни» отвечают реальным запросам современных старшеклассников – остается открытым. Больше того, я уверен, что этот эксперимент воспримут в штыки представители противоборствующих фронтов. «Сексологи» наверняка скажут, что просто поговорить «за жизнь» с детьми – мало, им необходимо давать конкретные знания из области физиологии, анатомии и венерологии. А «духовники» удивятся, зачем нужно что-либо придумывать, если все ответы на все вопросы содержатся в священных книгах и детей куда важнее приобщить к какой-либо традиционной религии, чем изобретать велосипед. А самих детей, как всегда, никто не спросит…
Комментарии