search
main
0

В здоровом теле…

Модели внеурочной деятельности

Продолжая публикацию цикла «Технологии современной дидактики», на этот раз мы хотим затронуть тему, актуальную как для учителей, так и для учеников и их родителей. Поддержанию здорового образа жизни уделяется внимание в методических разработках и авторских уроках под редакцией доктора педагогических наук, профессора МПУ, академика Международной академии наук педагогического образования Людмилы Петровны Ильенко. Приведенные в статье примеры внеурочных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, помогут учителю в подготовке и проведении собственных классных часов.

Людмила ИЛЬЕНКО

 

Забота о здоровье каждого ученика – одна из приоритетных задач школы, часть общего образования. Как известно, существует несколько аспектов здорового образа жизни: правильное, сбалансированное питание, физическая активность, гигиенический уход, соблюдение режима дня, укрепление иммунитета, эмоциональный настрой и отсутствие вредных привычек. Для каждого ребенка примером для подражания и мотиватором в жизни являются родители, на которых дети стремятся быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них. Родители школьников остаются первичным звеном, помогающим развивать культуру здорового поведения.

 

В стенах школы необходимо уделять существенное внимание сфере обучения основам здорового образа жизни. Какое влияние на физическое состояние учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда, это зависит не только от школьного руководства, но в первую очередь от учителя. Кроме того, педагог, будь он классным руководителем или преподавателем одного из школьных предметов, поневоле становится примером для своих подопечных, влияя на них наравне с родителями и другими важными для ребенка людьми. Если же учитель по собственной инициативе проводит с детьми внеклассные мероприятия или уроки на тему здоровья, он тем самым становится уже активным участником общего воспитательного процесса.

На протяжении десятилетий, еще в советские годы, распространенной школьной практикой были походы. Как правило, однодневные или многодневные поездки в пригород или в другие города проходили под началом классных руководителей. Такие экскурсии, часто тематические, ставили целью как образовательный процесс (например, посещение воинского мемориала или архитектурного памятника), так и приобщение детей к физической активности. Кроме того, результатами походов становились воспитание самостоятельности у детей, развитие полезных навыков, в том числе и коммуникативных. Во многих школах и сегодня походы остаются одной из образовательных форм, доказавших свою эффективность.

Конечно, в школе есть специалисты, напрямую занятые развитием физической активности учащихся, – это учителя физкультуры. Их деятельность, несомненно, приносит свои плоды, и многие школьники укрепляют здоровье и начинают увлекаться спортом благодаря своим талантливым учителям. Традиционными и популярными у детей давно стали различные соревнования – эстафеты, кроссы, волейбольные, футбольные, шахматные турниры и т. д. Они проводятся не только в рамках одной школы, но и на районном и городском уровнях.

Помимо учителей физкультуры, и преподавателям других предметов следует уделять серьезное внимание воспитанию здорового поколения. Каждый классный руководитель сможет подготовить и провести мероприятие, самостоятельно выбрав одну из тем, связанных со здоровым образом жизни.

В беседах с учениками важно не только дать полезную информацию, но и выстроить дискуссию, чтобы понять, какого мнения придерживается каждый из детей и какова общая тенденция их отношения к здоровому образу жизни.

Знания, полученные учащимися на таких уроках здоровья, – это стратегический вклад педагога в формирование образа жизни будущих взрослых, и переоценить значимость этой работы невозможно. Грамотно подобранная информация, поданная на школьном мероприятии, поможет каждому ученику принять правильное и осознанное решение, которое, возможно, определит качество всей его дальнейшей жизни. В результате урока, экскурсии или классного часа ребенок поймет, что здоровый образ жизни – это не только отсутствие болезней, но еще и способность жить полной жизнью, быть активным и энергичным, добиваться успехов в различных сферах. Убедительность этих утверждений будет напрямую зависеть от формы подачи материала (с учетом индивидуальных особенностей учащихся) и способности учителя получать обратную связь. Умение делать выводы не только о состоянии здоровья учеников, но и об их жизненной позиции поможет педагогу скорректировать существующие проблемы и, возможно, предотвратить таковые в будущем.

Целенаправленное и грамотное решение проблемы формирования здорового образа жизни учащихся позволит каждому педагогу и школе в целом выполнить свою задачу по охране здоровья подрастающего поколения.

В качестве примера предлагаем темы и краткие описания вне­школьных мероприятий. Подробные их описания опубликованы в методических пособиях под редакцией Л.П.Ильенко:

  •      Модели внеурочной деятельности в образовательных учреждениях (М. : АРКТИ, 2008);
  •      Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе (М. : АРКТИ, 2006).

 

Классный час на тему «Здоровье не купишь – его разум дарит» (для учащихся 2‑х классов)

Цель: воспитывать у детей желание заниматься спортом для сохранения и укрепления своего здоровья.

Оформление класса и классной доски: карта страны Здоровья, на которой маршрут выделен красной линией со стрелкой. Каждый привал помечен пословицей, часть которой закрыта листом бумаги. Над картой изображения основных средств закаливания: солнца, воздуха, воды.

Выставка рисунков детей по теме «Будь здоров», пословицы и поговорки по теме, написанные на доске, грамоты от Неболейки, памятки «Правила закаливания», «Первые шаги по закаливанию», костюмы для инсценировки, предметы для игр: стакан с водой и соломинкой, воздушные шары, разноцветные сигнальные карточки, аудиоаппаратура.

В течение классного часа ученики совершают путешествие по стране Здоровья, во время которого учатся беречь и укреплять свое здоровье, правильно закаляться. Учитель знакомит детей с играми для укрепления дыхания, с упражнениями для утренней гимнастики и т. д. Урок проходит в игровой форме с включением театрализованного представления.

 

Классный час на тему «Курение – вредная привычка» (для учащихся 8‑х классов)

Цели:

– воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

– активизировать работу с учащимися по профилактике курения.

Оборудование: настенная политическая карта мира, плакаты о вреде курения, таблица Д.И.Менделеева, рентгеновские снимки легких здорового человека и курильщика, видеомагнитофон с фильмом о вреде курения, телевизор, анаграммы, кроссворд.

Ведущие: учащиеся 8-х классов.

В процессе мероприятия ученики узнают об истории табакокурения, о вреде курения и последствиях этой вредной привычки. Получение информации во время классного часа происходит в форме проведения игр и дискуссий.

 

Классный час на тему «День сердца», посвященный Всемирному дню здоровья (для учащихся 10‑х классов)

Цели:

– рассмотреть, что означает понятие «сердце» в физиологическом и эмоциональном аспектах с помощью литературных, лингвистических, медицинских, мифологических и других текстов;

– воспитать бережное отношение к своему сердцу с ранних лет, чтобы оно было здоровым;

– способствовать формированию физиологического, психического и духовного здоровья школьников, их нравственности и доброты.

Подготовка к классному часу:

– откорректировать написанные учащимися тексты для сообщений;

– приготовить необходимые принадлежности для проведения конкурса рисунков «Сердце – символ человечества»;

– подготовить призы для победителей конкурса и докладчиков (брелоки, мягкие игрушки, канцелярские принадлежности с символикой сердца);

– украсить класс воздушными шарами в форме сердца, подготовить свечу в форме сердца для иллюстрации фрагмента рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» – легенды о горящем сердце Данко.

План проведения:

Вступительное слово учителя.

Сообщения учащихся.

Конкурс рисунков «Сердце – символ человечества».

Изображение главного человеческого органа – сердца – в произведениях русских поэтов.

Легенда о горящем сердце Данко.

Подведение итогов конкурса рисунков.

Впечатления учащихся о проведенном классном часе.

Елена МАЛЬЦЕВА, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте