В Воронеже прошел пятый областной форум \”Молодой учитель – новой школе России\”. Традиционно главным событием форума стал финал конкурса молодых педагогов \”Мои инновации в образовании\”. Проходит он в виде творческой самопрезентации \”Становлюсь профессионалом\”, а на предварительном заочном туре жюри, в состав которого входят ученые воронежских вузов, общественные деятели и заслуженные педагоги области, отбирает лучшие работы молодых учителей.
Наставником последней оказался автор и эксперт \”Учительской газеты\”, победитель Воронежского областного конкурса \”Учитель года – 2012\”, учитель немецкого языка, русского языка и литературы школы № 75 Евгений Древаль. В этот день он сопровождал Анну Исаичкину в роли наставника:
– Анна Викторовна – наш молодой филолог, работает в школе третий год, в прошлом году была призером городского конкурса \”Дебют\”. В школе ее очень любят, а я стараюсь поддерживать ее как наставник, помогать, чтобы молодежь из наших школ не уходила. Когда только начинаешь, без наставника очень трудно. А вообще, в последние два-три года чувствуется обновление кадров, молодежь к нам приходит. Я до этого о форуме не слышал, и хотя он уже пятый по счету, но я присутствую на нем впервые. Сейчас побывал в зале на защите инновационных проектов, которые представляли учителя. Мне очень понравилось! Радует то, что молодые педагоги не просто приходят работать в школу, а хотят мыслить нестандартно, стараются привлечь в работу что-то новое, освежить школу не только своей молодостью, но и своими новыми идеями и подходами. Мне очень нравится присутствовать на подобных конкурсах для молодых педагогов, потому что здесь можно услышать много новых и интересных вещей, находок.
Главными организаторами форума, как и раньше, стали Воронежское региональное отделение общероссийской общественной организации \”Всероссийское педагогическое собрание\” и департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, а радушными принимающими хозяевами – Воронежский государственный педагогический университет, в залах которого в этот день факультеты развернули свои выставки, а в аудиториях студенты и гости обсуждали актуальные темы \”Современный урок, каков он?\” и \”Легко ли быть молодым учителем?\”
По словам Романа Минакова, председателя координационного совета молодых учителей, учителя географии школы № 2 города Боброва, социализация молодых специалистов в школе – это приоритетная задача совета молодых учителей. Сегодня начинающие педагоги работают общественными наблюдателями на ЕГЭ, оценивают работы педагогических конкурсов, даже участвуют в отборе лучших учителей в рамках конкурса ПНПО на получение президентского гранта, работают на ежегодных съездах ВПС, форумах сельских школ и Общероссийского народного фронта, а во время второго Всероссийского съезда молодых учителей \”Молодой учитель – школе будущего\” воронежские молодые педагоги предложили проводить конкурс \”Мои инновации в образовании\” в российском масштабе. Инициатива получила поддержку.
Среди главных трудностей – недостаточная активность самой молодежи, не во всех районах области полноценно работают советы молодых учителей, не в полном объеме разработана Азбука молодого специалиста и сайт молодых педагогов Воронежской области, зато активно работает группа \”Молодые учителя\” Вконтакте. Одно из предложений, прозвучавших на форуме – это создание Ассоциации молодых педагогов Воронежской области: советы – это хорошо, а общественная организация – лучше.
Мы попросили некоторых участников форума рассказать о трудностях, с которыми сталкивается молодой учитель, придя работать в школу.
Сергей Синтяев, учитель русского языка и литературы школы № 85, получает дальнейшее литературное образование, учится в магистратуре Воронежского педагогического университета:
– Работаю в школе второй год, пока планирую оставаться в своей профессии. Считаю, что работа в школе может быть по вдохновению, а оно пока не иссякло! Хотя, конечно, проблем много, например, ФГОСы сегодня внедряют очень быстро, а цели и задачи этого внедрения четко не определены. Конечный результат неясен, зато систему заставляют менять быстро и от учителя требуют быстро перестраиваться. То же и с инклюзивным обучением. Если ребенок имеет какие-то психические затруднения при общении с ровесниками и при обучении, его все равно оставляют учиться в обычном классе. А учитель должен придумывать, как его социализировать и адаптировать. Но увы, к сожалению, такой ребенок часто вызывает насмешки класса в свой адрес, и в итоге, он или замыкается в себе, или становится агрессивным – в зависимости от психотипа. Получается, что розовые мечты о том, как не совсем здоровый ребенок придет в класс, со всеми подружится и замечательно социализируется – эти мечты, мягко говоря, не совсем работают. Несмотря на титанические усилия классного руководителя и других учителей. Это не помогает, мечты остаются мечтами, и на практике они не реализовываются. В этом случае нужна помощь и учителю, и школе. По большому счету, прежде чем вводить в наши школы такие сложные решения, как в случае с инклюзивным образованием, надо просчитать и спланировать все возможные варианты: что делать с таким ребенком, если он не адаптируется, не социализируется, если его не принимает класс и так далее.
Алексей Олейник, учитель математики и технологии лицея № 11 города Россошь, призер (второе место) конкурса \”Мои инновации в образовании\” прошлого года:
– В школе я работаю пятый год. В моей профессии мне больше всего нравится возиться с детворой. А не нравятся моменты, когда родители учеников проявляют непонимание. Каждый считает, что его ребенок – самый лучший, и ничего плохого он сделать не может. А если начинаешь делать ему в школе замечание, родитель сразу говорит: \”Учитель не прав, это вы не про моего ребенка рассказываете!\” Зато если встречаешь адекватных, понимающих родителей, это очень поддерживает. Еще, пожалуй, мешает недоверие к молодым учителям. Все хотят для своего ребенка учителя опытного, в возрасте, во всяком случае, у нас так. Приходится доказывать делом, что и ты тоже что-то знаешь и умеешь в своей профессии.
Фото Татьяны Масликовой и Эльвиры Щербаковой
Комментарии