Только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни.
Владимир Путин
Уже в дошкольных группах ребенок проявляет свои возможности и уникальность. Есть ребята, которые активно двигаются вперед и имеют повышенный темп познавательного развития. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, и нужно искать новые подходы и форматы для реализации их жизненных целей и планов. Родители таких детей занимают активную позицию: много с ними занимаются перед поступлением в школу, водят в кружки и секции, вместе читают и обсуждают прочитанное. Они задают темп развития и обучения своих детей, который школа должна подхватить и развивать. Качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении и индивидуальная подготовка дома – вот фундамент успешного интенсива в начальной школе.
С 2018 года в Московской международной школе реализуется городской проект «Эффективная началка». Проект позволяет детям освоить программу начального образования за три года.
Конечно, не каждый ребенок способен освоить курс начального общего образования в ускоренном режиме, да и не каждый родитель захочет такой интенсивной школьной жизни своему ребенку, поэтому на основании письменных заявлений родителей проводится независимая педагогическая диагностика, по результатам которой и формируется класс.
Учитель начальных классов Маргарита Анатольевна Перкова рассказывает:
– Сейчас, когда я веду второй набор в этом проекте, я поняла самое главное: обучение по программе «Эффективная началка» – это возможность для хорошо подготовленного к поступлению в школу ребенка не потерять интерес к обучению и время для развития. Основными целями программы являются создание оптимальных возможностей для развития детей, опережающих ровесников по своим психофизиологическим показателям; поддержание у учеников высокого уровня познавательной мотивации; организация среды, способствующей успешному освоению программы и формированию у школьников универсальных компетенций; содействие в выявлении и поддержании развития творческих и иных способностей каждого ребенка; воспитание личностных характеристик, наиболее востребованных в процессе обучения. В ходе обучения поддерживается высокий темп работы, а сочетание урочной и внеурочной деятельности дает превосходный результат!
Что особенного в учебном процессе для ребят, обучающихся в классе «Эффективной началки» Московской международной школы? В первую очередь надо отметить колоссальную подготовительную работу, которую проделали методисты. Была создана уникальная программа для подготовительной группы детского сада и разработана программа для 1‑го года обучения в школе. «Эффективная началка» – это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования. Работать педагогам в проекте становится интереснее, а результативность обучения – выше!
Уроки строятся на принципе интеграции разных предметных тем в один проект. Например, составляется одно домашнее задание на несколько предметов, формулируются критерии проверки, понятные ученикам. Работа над проектом учит детей коммуницировать в малых группах и разделять зоны ответственности. Это дает возможность каждому ученику самореализоваться. Внедрение принципа геймификации создает на уроке атмосферу благополучия и комфорта. На каждом уроке применяются разнообразные формы работы: ученики ищут ответы на свои вопросы в текстах, иллюстрациях, видеороликах, в Интернете. Урок строится в формате батла, круглого стола, дискуссии, игры «Поле чудес».
– В 2022‑2023 учебном году я выпустила 4‑й класс, – вспоминает Маргарита Анатольевна. – Ребята писали диагностические работы по русскому, математике и литературе. Все срезы показали высокую устойчивую оценку уровня знаний учеников. 85% детей участвовали во Всероссийской олимпиаде школьников в 2022‑2023 учебном году. Среди них 9 победителей и 10 призеров по русскому языку, 8 победителей и 14 призеров по математике. Для поддержания живого интереса к процессу обучения учителя школы используют все образовательные ресурсы города: «Урок в музее», литературные конкурсы, проводимые ГМЦ, спортивные мероприятия, олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы», проект мэра Москвы «Музеи – детям», благодаря которому московские школьники могут посещать городские музеи бесплатно.
Не секрет, что период начальной школы – это время интенсивного интеллектуального развития ребенка, становления его учебной деятельности. И от условий образовательной среды напрямую зависят дальнейшее успешное образование и профессиональная деятельность во взрослой жизни. И проект «Эффективная началка» – одно из современных решений этой задачи.
Ольга ТРОПИНА, старший методист Московской международной школы
Комментарии