search
main
0

«В супе живут человечки!». Пятилетний фантазер обязательно станет ученым

​Разыскивая в Интернете сайт ульяновского детского сада №186 «Волгарик», я случайно наткнулась на архив родительского форума, где шло неофициальное обсуждение нового дошкольного учреждения. Тогда, в 2012 году, «Волгарик» только открылся, мебели в группах было мало, территория вокруг здания находилась в разорении, на отдельных этажах шел ремонт, но отзывы оказались на удивление благожелательными. А одна мама даже запечалилась, что пришлось ребенка перевести в другой сад, ближе к дому, очень грустно было расставаться с группой и воспитателями.

Четыре этажа для почемучекТеперь надо немного объяснить про этажи и благоустройство. «Волгарик» – удивительное дошкольное учреждение, потому что он располагается в бывшем четырехэтажном здании школы, которая была расформирована в связи с недоукомплектованностью. Учеников оказалось катастрофически мало, а дошкольников много. Выкрашенный ярко-желтой краской дом для дошколят сразу бросается в глаза, хотя догадаться, что это сад, непросто… Все на свете проходит, минул и капитальный ремонт.Сегодня попасть в «Волгарик» – мечта любой ульяновской мамы. Да и не только ульяновской. Даже если ваш ребенок уже учится в школе, вы невольно вздохнете, гуляя по этажам. Прекрасно оборудованные группы, зимний сад, физкультурный зал с тренажерами детям по росту, плавательный бассейн, стоматологический кабинет, где ребятишкам два раза в год не просто осматривают, а лечат зубки, изобразительная студия, музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, массажный кабинет, сенсорная комната… И это далеко не все. Еще в 186-м саду есть детский исследовательский центр «Почемучка», где был бы рад надолго остаться любой малыш. Ребята надевают белые халаты и… превращаются в ученых, исследующих явления неживой природы и астрономию. Нет, им не читают скучные лекции. Им предлагают экспериментировать и делать проекты. Ребята узнают о таких серьезных вещах, как электричество, магнетизм, круговорот воды в природе, познают такое понятие, как время. И вместе с тем проекты, которые делают дошкольники, касаются простых будничных вещей. Один малыш изучал… пыль. Взял коробку из-под сока, приклеил с двух сторон лакмусовые бумажки и в течение месяца исследовал, где больше пыли и почему – дома, в группе детского сада, в спальне. Выяснилось – в садике, потому что народу здесь всегда много…Приходя домой после занятий в лаборатории, ребенок может огорошить родителей заявлением: «А в супе живут человечки – жидкие и твердые!» Догадались, про что речь? Дружные твердые человечки, которых не разъединишь, жидкие и газообразные – это кто? Уверена, вы догадались и восхитились. Ребенок с детства начинает понимать, как устроен окружающий мир, из каких частиц.ФГОС – это про насВот мы и подошли к главному – содержанию работы «Волгарика». Внешняя атрибутика, комфорт, просторные помещения – это все очень важно, но, как ни удивительно, не это определяет основную ценность дошкольного учреждения. В этом уникальном детском саду реализуются технологии по формированию познавательных способностей детей 2-7 лет на основе технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ для дошкольников – это не шутка. Именно эта технология формирует системность и диалектичность мышления. Многие педагоги «Волгарика», его заведующая Ирина Яковлевна Гуткович занимаются ТРИЗ для дошкольников уже 20 лет, а сегодня выяснилось, что они внедряют самую актуальную для образования технологию. «Мы читаем ФГОС и понимаем, что это про нас. Во ФГОС самое главное – научить ребенка способам познания, алгоритмам, проектной деятельности. Мы все это делаем».Ульяновский детский сад №186 входит в областную программу «Развитие инновационных процессов» в качестве экспериментальной площадки по теме «Моделирование мыслительных действий в образовательном процессе». Научный руководитель площадки – сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ кандидат педагогических наук Татьяна Александровна Сидорова. Больше того, на базе 186-го детского сада создана общественная организация «Волга-ТРИЗ», объединяющая 39 дошкольных образовательных учреждений, работающих по ТРИЗ-технологии, из Череповца и Челябинска, Петрозаводска и Новосибирска, Саратова и Москвы… Когда в саду побывала первый зам. министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, прозвучала идея сделать «Волгарик» федеральной экспериментальной площадкой по ТРИЗ. Педагоги «Волгарика» постоянно делятся опытом, своими авторскими методиками, представляют технологию на конкурсах, издают пособия, проводят стажировки и конференции. Но, конечно, самое интересное для коллег-воспитателей – своими глазами увидеть инновационный детский сад, побывать на занятиях. Гости приезжают постоянно. Вот только весной принимали 186 человек из 12 регионов России.О ТРИЗ-технологии, адаптированной к дошкольному возрасту, надо рассказывать отдельно, можно занять этой темой несколько выпусков методической рубрики нашей газеты. Поражает, что каждый педагог этого дошкольного учреждения готов представить свою работу, каждый обучен, у каждого есть наработки. Не меняя основных принципов технологии, каждый педагог реализует ее немного по-своему. В каждой группе есть свой персонаж, ведущий малышей по ступеням познания, например, Всезнайка. Каждый воспитатель создал свои пособия. Вот свои пособия показывает и рассказывает о них воспитатель группы №9 Елена Игоревна Леонова: «Это «клумба вопросов», мы учим детей, что есть семь типов вопросов. Это очень полезное знание, потому что когда что-то познаешь, надо уметь задавать вопросы. Вот признаки, их 18. Любой объект рассматривается с помощью этих признаков – цвет, форма, размер, влажность, звук, количество и так далее. Следующий блок – причинно-следственные связи. А еще любой объект можно преобразовать. Помогают это сделать волшебники. Есть волшебники увеличения, дробления, уменьшения, объединения и так далее». Знание о преобразованиях закладывает основы моделирования, очень важного понятия для растущего ребенка.Малыши на коляскахЗамечательно, что вся эта красота – и комфортное здание, и замечательные повара, и физкультурно-оздоровительный комплекс, и ТРИЗ-технологии – существует не только для здоровых детей, но и ребятишек с особенностями в развитии. Кроме 10 типовых групп в «Волгарике» открыты две группы для детей с ДЦП. Каждое утро по всему городу 16 малышей собирает специальный автобус, а вечером он же развозит по домам. Особенным деткам уютно в детском саду, все оборудовано под их нужды. Есть специальная мебель, есть зал для занятий адаптивной физкультурой, кстати, по адаптивной физкультуре для дошкольного возраста в саду создана специальная программа, единственная в своем роде, ее одобрил Ульяновский государственный педагогический университет. В бассейне ребята с ДЦП занимаются индивидуально, по желанию – с мамами. Из песни слов не выбросишь. На первых порах, когда в здании детсада появились дети на колясках, некоторые родители здоровых малышей стали возражать. Ирине Гуткович как руководителю пришлось проявить твердость, объяснить спокойно, но четко: «В нашем детском саду все для всех». Сегодня эта проблема далеко в прошлом. Детки с ДЦП и их здоровые сверстники вместе гуляют, плавают в бассейне, участвуют в совместных праздниках.В группы к ребятишкам с особенностями в развитии приходят ученики 7-го «А» класса 33-й ульяновской гимназии, чтобы пообщаться, показать концерт. Гимназисты создали специально для малышей с ДЦП во дворе «Волгарика» красивую клумбу в виде сердца и ухаживают за ней постоянно… На территории вообще много цветов, все ухожено, ярко и красиво. И есть уникальная песочница – ноу-хау Ирины Яковлевны. Песочница приподнята на ножках, как столик, есть и другие хитрости, учитывающие нужды ребят на колясках.Здесь, в детском саду, практически все до мелочей продумано. А если не продумано, значит, ожидает своего часа, как стадион, на котором губернатор Ульяновской области Сергей Морозов мечтает проводить Олимпийские игры для дошкольников. Проект дорогостоящий, но почему-то я уверена, что он осуществится. Здесь уже привыкли сказку превращать в реальность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте