search
main
0

В стране непуганых форелей Большое приключение с “Кодак”

К стыду своему великому, я, дожив до 23 лет, ни разу не была в настоящем походе. Максимум мне доводилось участвовать в однодневной вылазке в какой-нибудь подмосковный лес. А тут – “Большое приключение”. Карелия. Восьмидневный поход на катамаранах. Туристический катамаран я в глаза не видела. Только прогулочный, вроде велосипеда. Что такое спальник и “пенка”, допустим, знаю понаслышке. А “сплавобувь” – это как понимать, ласты, что ли? В таких раздумьях я изучала список вещей, необходимых для участника экологического лагеря “Кодак”.
Команду журналистов вез из Москвы Илья Новиков, телеоператор клуба “Приключение”. Голодать в дороге не пришлось благодаря официальному спонсору “Макдоналдс”. Поезд прибыл в Сегежу в 10 вечера. А в лагерь мы въехали на машине поздно ночью. В темноте смогли только разглядеть растяжку “80 лет Республике Карелия”.
У начальника лагеря Матвея Шпаро, вышедшего нам навстречу, вид уставший.
– Как настроение?
– Все отлично, только домой очень хочется. Я полгода в Москве уже не был.
Весной Матвей покорял на лыжах Гренландию, все лето провел в Карелии. Соскучился по столице.

Кто есть кто
День 1-й. Утром увидели лагерь во всей красе. По походным меркам – пятизвездочный отель: “трехкомнатные” палатки, столовая для ребят и персонала, умывальник, туалет. Баня на самом берегу Тикшозера (бревна для бани, как и для остальных хозяйственных постоек передал Муезерский леспромхоз). Медпункт – палатка врача Олега Балыкова. Он работает хирургом в центральной больнице г.Кондопога и жалуется, что за лето потерял свою квалификацию. “Тяжелых” пациентов в лагере нет. Кашель, насморк, ссадины и ушибы – основные жалобы ребят. Полевая кухня – подарок военных. Продуктами лагерь обе спечили “Нестле”, Центр народной помощи “Благовест” и МПК “Крекер”.
Возле костра состоялось знакомство команд – участников последней, четвертой смены. Петрозаводские скауты – не новички в туризме. Дома практически не бывают. У них вся жизнь – сплошные походы, слеты и джамбори. Этим летом они очищали акваторию Онежского озера от мусора.
У ребят из 8-й школы г.Фурманова Ивановской области опыт походов небольшой. Зато они более 5 лет занимаются научно-прикладной экологией. Учитель географии и экологии Наталья Евгеньевна Парамонова создала отряд “Орион”. Ее воспитанники проводят серьезные исследования. Например, изучают виды лишайника, растущего вдоль автомагистралей, и делают выводы о состоянии окружающей среды.
Всеми силами приобщает к туризму своих учеников директор 4-й школы г.Скопина Рязанской области Николай Калинин. Ребята ездят в Сергиев Посад, на реку Дон с посещением музея Куликова поля. Для шестиклассников есть проект “Дорога к храму” – поход к Дмитровскому мужскому монастырю.
Самая необычная команда приехала из Зеленограда. Все ребята – с нарушением слуха, старшеклассники учебно-воспитательного комплекса N1824. В виде исключения в команде двое взрослых – социальный педагог Андрей Андрейкин и его жена Нина, в прошлом – тоже учитель.
Зеленоградцы ведут активный образ жизни – занимаются подводной борьбой и плаванием, каждое лето бывают в трудовых лагерях, восстанавливают и очищают заповедники.
– Трудно было отбирать команды? – спрашиваю у координатора проекта Екатерины Богдановой.
– Заявки говорили сами за себя. Если приходит толстый конверт с фотографиями, рисунками, стихами, сразу видно, что ребятам очень хочется попасть в лагерь. А если это “отписка” на одном листочке – совсем другое дело.

Тяжело в учении – легко в “Большом приключении”
День 2-й. У ребят начались тренировки. Одно из любимых слов в лагере – “кильнуться”. Означает – перевернуться на каяке. Изначально каяк – это эскимосское судно из шкуры тюленя. Современные делают из полиэтилена. Штука классная. Во-первых, очень маневренная – в любую щелку проскочит. Во-вторых, быстрая – катамаран обгоняет. Человек с каяком – единое целое, здесь не только веслом управлять нужно, но и всем телом. Каякер чем-то на кентавра похож, а вернее, на человека-крокодила. Но и перевернуться на нем довольно просто. Поэтому ребят специально учили делать “эскимосский переворот”. Главное – вовремя резиновую “юбку” отцепить и вынырнуть из воды.
У Виктора Симонова, инструктора зеленоградской команды, большой опыт работы с детьми – он руководит турклубом “Скифы” при Карельском государственном педуниверситете. Но такая особенная группа у него впервые. Больше приходится полагаться на жесты, чем на голос. Виктору помогают “переводчики” – педагог Андрей и ученик 11-го класса Гриша Чеботарев. Он единственный из ребят хорошо слышит и говорит.
Детям киляться ужасно понравилось.
– Во! – поднимает большой палец кверху ребенок, выползая на берег в промокшей насквозь футболке.
Мы, акулы пера, поеживаясь в свитерах и куртках, с недоверием смотрим на его довольное лицо. Вода в озере ледяная.
– А вы что же? – кивает нам инструктор.
Посовещались и решили – акулы мы или не акулы в конце концов? Поплыли. Оказалось, в каяке замерзать просто некогда: только и успевай работать руками. Едва научились держать весло и плыть по прямой…
– А теперь будем киляться! – заявляет Виктор.
– Может, не надо?
– Надо!
Пришлось киляться.
Высший пилотаж – это кильнуться и, не отстегиваясь, перевернуться вместе с лодкой в исходное положение. Ребята учились этому на втором занятии. Мы с коллегами решили, что с нас хватит, и отправились в лес по грибы-ягоды. Сначала собирали все подряд, потом – выборочно, потом обнаглели до того, что все грибы, кроме белых, считали поганками. В лесу набрели на веревочный городок. Здесь Борис Лещенко обучает ребят основам альпинизма. Зрелище не для слабонервных. Начинается безобидно: Борис показывает ребятам, как завязывать узлы разной сложности. А к концу занятия дети балансируют на бревне, подвешенном над землей на высоте 5 метров. Девчонка плачет, но продолжает забираться на дерево. Мне бы такую силу воли!

День 3-й. Команды отправились в тренировочный поход. Журналистам Матвей Шпаро предложил альтернативную программу – вылазку на Тахко Падун (по-карельски – жернов) – самый сложный порог на маршруте. В ЗИЛ (известный завод передал для лагеря новенький грузовик) погрузили резиновый ЛАС – лодка авиационная спасательная – менее быстроходная, чем катамаран, зато более устойчивая. Порог слышно издалека. Вода грохочет, обрушиваясь с камней каскадом.
– Вы, девушки, держитесь крепче, – инструктирует Илья Новиков. – Мы и вдвоем выгребем. Если из лодки выкинет, старайтесь плыть на спине, ногами вперед.
С криками и визгами срываемся вниз. “Выкинуло” сразу половину экипажа – Матвея и Инну, редактора отдела новостей “Парламентской газеты”. Я уже подумала, не последовать ли мне их примеру (куда я одна-то выгребу?), да Илья меня остановил.
– Держись! – кричит. Я держусь.
Наши “пловцы” выбрались на берег целыми и невредимыми.

День 4-й. Завтра – в поход. Катя проводит инструктаж, объясняет ребятам их обязанности. Роли в команде строго распределены: санинструктор, кулинар, силач, фотограф, художник, летописец, эколог. Задача на маршруте – обустроить семь стоянок, на одной из них соорудить походный туалет, собрать мусор, развесить предупредительные таблички.
У каждой группы – свой маршрут. С кем пойти? Большинство журналистов, не сговариваясь, выбрали зеленоградцев.
– Можно пойти в поход на все восемь дней, а можно на два, потом за вами приедет машина, – предлагает Матвей Шпаро.
Все мои коллеги решили ограничиться вторым вариантом. А я думаю: что же, репортаж обрывать на самом, так сказать, интересном месте? Нет уж – идти, так до победного.

Поход
День 5-й. ЗИЛ доставил нашу команду к Муезерскому мосту. Отсюда нам надо проплыть по реке Чирка-Кемь 135 километров. Журналистов, дабы не потопли, решили посадить в ЛАС. Вначале нам, правда, удалось выиграть время. Мы быстрее всех накачали свое плавсредство и спустили на воду. Катамараны собирать дольше. К тому же ребята допустили ошибку, и пришлось начинать все заново. Виктор отпустил нас вперед, и мы поплыли, предводимые Ильей Новиковым, на каяке.
Гребем не спеша. Речка спокойная. Тишь необыкновенная. Погода замечательная. Прогулка, а не поход.
Вскоре один из катамаранов нас перегнал. И вдруг остановился – первое препятствие: перекаты. Одними веслами справиться не удалось. Мальчишки спрыгивают и, стоя по пояс в воде, сталкивают катамаран с камней. Наш ЛАС им дружно аплодирует.
Устать не успели: разбили лагерь уже часа через два.
Начинают проявляться характеры ребят. Например, Нина Парфенова, эколог команды. Как бы ни было холодно – всегда в шортах и майке. Остальные девчонки заняты “женским делом” – готовят на ужин только что собранные грибы, Нина рубит дрова вместе с мальчишками. Ее в походе прозвали Никитой.
Смотрим – сидит в сторонке и еле сдерживает слезы.
– Что с тобой? – спрашиваем через “переводчика” Гришу.
Оказалось, попала ногой в костер. От помощи отказывается наотрез. Еле-еле уговорили довериться санинструктору Ольге Анисимовой.
– Ничего себе! Ожог второй степени! – заключает Виктор. – И ты терпела?
Сидим возле костра. Пытаемся освоить язык жестов. Андрей показывает нам слова – “поход”, “здорово”, “плохо”.
– Ребята долго не могли выучить слово “катамаран”. Сначала все время путали: каратаман, камаратан.
Так родилась игра в слова. Зеленоградцы стали специально переставлять слоги, каждый очередной неологизм вызывал взрыв смеха.
День 6-й. Стартовали около 11. Гребем с небольшими передышками. Катамараны уплыли далеко вперед, мы тащимся в хвосте. Виктор, пересевший к нам на ЛАС, поднимает настроение – поет туристические песни. В лодке мокро – снизу заливает водой, сверху – дождь.
В пять вечера разбили лагерь. Руки болят невыносимо, вся одежда – хоть отжимай. Еле-еле заползла в спальник, даже на ужин не было сил подняться. И за что это мне? И зачем – ради трех строчек в газете? Объявила о своем решении наутро эвакуироваться вместе со всеми журналистами.
– Ты же себя потом уважать не будешь! – подначивает Илья.
– Мы тебя на катамаран пересадим, от гребли освободим, – уговаривает Виктор.
– Хочешь, мы тебе все свои теплые носки отдадим и резиновые сапоги? – сочувствуют коллеги-журналисты.
Нет, братцы-кролики, вы меня не переубедите, видно, не судьба мне стать водным туристом.

День 7-й. Утро. Руки болят, но не так, чтобы очень. Солнышко. А красотища-то какая! Кто это там вчера в лагерь собирался? Неужели я?
Сегодня проплыли совсем немного. Отдыхаем.
Ребята дают интервью телевидению:
– Пороги, перекаты – ерунда, Большое приключение – во! – показывает жестами Костя-силач.
Виктор расстроен. Он с предыдущей группой здесь оборудовал стоянку, а какие-то туристы все разрушили – таблички разрисовали, лавочки посжигали – и заявить о себе не забыли: здесь была группа из Тольятти.
– Что за варвары! – возмущается Виктор. – После этого руки опускаются. Как так можно?
Виктор всю жизнь прожил в Карелии и не понимает, как можно не любить свою малую родину.
После обеда устроили походную баню. Виктор отправился ловить хариусов – царскую рыбу. Ее Петру I на стол подавали.
За журналистами пришла машина, и я, еще немного поколебавшись, рассталась со своими коллегами.

День 8-й. На катамаране нас пятеро: Ольга, Нина-Никита, Костя, Гриша – капитан и я в качестве “кукушки”. Все гребут – я не гребу. Скучно. Через пару часов сама взмолилась: о дайте, дайте мне весло! Больше я с ним не расставалась.
– А здорово быть журналистом, вы, наверное, везде бываете? – спрашивает Григорий.
– Здорово, – соглашаюсь я. – А ты кем хочешь быть?
– Я еще не решил, может, тоже журналистом. Я писать люблю. Меня в группе летописцем назначили. А может, стану путешественником.
Пока что Григорий учится на автослесаря.
Приплыли на Тахко Падун. Встретились с петрозаводскими скаутами. Они тут уже второй день стоят – выполняют спецзадание: снять застрявшие на пороге плоты.
Инструктор Павел Жильцов, заядлый рыболов, не расстается с удочкой. Ниже Падуна находится форелевое хозяйство. Главное – подстеречь, когда у форелей завтрак, обед или ужин. Рыбам кидают охапку комбикорма, и они выскакивают из воды. Одну форель Павел нам принес. Мы ее по всем правилам засолили.

День 9-й. Штурмуем Падун. Виктор выполняет роль сигнальщика. Стоя на гряде камней, жестами указывает направление. Прошли порог без сучка и задоринки. А некоторые – так и по два раза.
– Мои ребята ни разу катамаран не порвали, – гордо говорит Виктор. Это он на скаутов намекает. Они-таки на камень налетели и катамаран потом заклеивали.
Правильно говорит Паша: обувь в походе бывает либо мокрая, либо горелая. Стоило отвернуться от костра на пару минут – дергают за рукав. Оборачиваюсь, а мои резиновые сапоги, выставленные на просушку, уже оплавились наполовину. Не уберегла!
Нина, жена Андрея Андрейкина, не только прекрасный повар, но и художник. Рисует карикатуры на всех участников похода. Очень похоже.
Виктор с первого дня похода грозился накормить нас своим фирменным блюдом – блинами с брусникой и сгущенкой. Наконец, исполнил свое обещание. Вкуснотища!

День 10-й. Пороги идут один за другим. Блокнот вымок насквозь. Записывать нет никакой возможности. Поэтому – вкратце: жертв и разрушений нет. Если порог не очень сложный, катамараны проходят его друг за другом. Если опасно, сначала идем осматривать порог, а потом следим за сигналами инструктора. На спокойных участках играем вперегонки, споря, у кого больше груз.
На стоянке выполнили свою главную миссию – соорудили походный туалет.
День 11-й. Поселок Боровой – конечный пункт нашего путешествия. Снова встретились со скаутами. Первым делом отнесли на свалку мусор – 12 мешков плющеных консервных банок, бутылок и прочих туристических отходов. Затем отправились по магазинам и дружно накупили мороженого. Так по нему за время похода соскучились. Вечером Виктор предложил игру, а вернее, своеобразный психологический тренинг: по кругу называть положительные качества каждого члена команды.

День 12-й. Катамараны собраны, палатки сложены, вместе с вещами перебираемся к железнодорожной станции. Эти последние 500 метров показались мне самыми трудными. Все-таки легче грести, чем топать с рюкзаком по пыльной дороге. В ожидании поезда решили сыграть в футбол. Зеленоградцы разгромили Петрозаводск.
Через несколько часов мы “усталые, но довольные” прибыли в лагерь.

День 13-й. Команды сдают снаряжение, пишут отчеты, заполняют анкеты. Вечером – прощальный ужин и КВН. Впрочем, судей на нем не было. В своих стихах и сценках ребята делились впечатлениями.
Чирка-Кемь теперь сияет,
Мусора здесь больше нет,
Все собрали, посжигали,
Из Карелии – привет”.
Зеленоградцы снова всех удивили, проявив актерский талант. Мини-спектакль по мотивам русской народной сказки “Репка” был встречен бурными аплодисментами.

День 14-й. Кто еще не успел, обменивается адресами и телефонами. Ребята прощаются с любимыми инструкторами.
Я спрашиваю у Матвея, доволен ли он итогами лагеря.
– Доволен. Только хотелось бы, чтобы наше дело кто-то продолжил. Может быть, стоит объявить речку Чирка-Кемь заповедной зоной. Если постоянно поддерживать стоянки лет 10, тогда, может быть, на 11-й год туристы перестанут сорить.
Поезд. Чем заняться по дороге в Москву? Конечно, расспросами.

Адреналин капает из ушей
– Мы не ожидали встретить такое количество профессионалов! – говорят петрозаводские ребята.
Скауты в морском деле не новички, ходят в походы на ялах, шлюпках под парусами. А вот с катамаранами встречаться не приходилось.
– Самое сложное – научиться работать слаженно, чтобы катамаран двигался по прямой, – говорит руководитель скаутов, учитель информатики 17-й школы Петрозаводска Геннадий Ершов.
Незабываемые ощущения Геннадий пережил в процессе снятия плотов:
– Стоишь по пояс в воде. Каждое лишнее движение может привести к тому, что течение тебя унесет. Адреналин из ушей капал!
– Самое яркое впечатление? Полный переворот на каяке. Мне удалось его сделать с 4-й попытки на тренировках, – делится 11-классница Настя Назарова.
На каждой стоянке скауты проводили торжественную церемонию. Линейка, скаутский салют. Подъем флага Карелии, который доверяли отличившемуся за день. Еще скауты любят сочинять кричалки. Про своего инструктора они такую сложили:
“Ехал Паша на каяке,
на него напали раки”.
– Зега, ты каким экологом хочешь быть – природу охранять или банки плющить? – спрашиваю девятиклассника Сергея Зноева.
– Банки плющить! – заявляет Зега. И тут же серьезно добавляет: – Экология – это помощь природе, продолжение жизни.
Воспитательный процесс
с чудинкой
– Надежды попасть в лагерь не было, слишком высокий уровень был обозначен. Поэтому я очень благодарен судьбе за то, что мы увидели Карелию, – говорит директор 4-й школы г.Скопина Николай Калинин. – Впечатления – высший класс. Большое приключение состоялось. Когда встречаешься с такими людьми, как Дмитрий и Матвей Шпаро, возникает ощущение сопричастности к чему-то великому, русскому. Возможность поговорить с ними – для нас редкость.
Как организатор я поражен: снаряжение, питание, обслуживание – все на высшем уровне. У нас самих были большие проблемы с туристическим снаряжением. Когда на учебники денег нет, туризм воспринимается как роскошь. Но воспитательный процесс должен быть с чудинкой, с новизной, и я буду на этом настаивать.
Спонсоры все-таки нашлись: городской автоагрегатный завод и фабрика художественной керамики – гончарному промыслу, гордости Скопина, исполнилось в этом году 360 лет.
Николай Анатольевич согласен с Матвеем Шпаро:
– Не там чисто, где метут, а там, где не мусорят. Нужно массово вывозить детей в походы, заниматься экологическим тренингом.

Мусор собирать интереснее
“Мы искали мешки ночами
темными
В кладовках гороно,
среди друзей”,
– пели на КВНе ребята из 8-й школы г.Фурманова. У них проблем со снаряжением было ничуть не меньше, чем у скопинцев.
– Денег не было даже на коврики, – рассказывает Наталья Евгеньевна Парамонова. От Карелии учитель в восторге: – За свои 35 лет ни разу в жизни так не отдыхала! Однажды наш катамаран встал на два бревна. Стали его сталкивать, а я – в воду. Денис Докучаев, наш капитан, меня за спасжилет вытащил. Я почувствовала, что мне 17 лет, жизнь только начинается!
– А как эколог что вы можете сказать о Карелии?
– У нас в городе природа бедновата, поэтому в первые дни мы по Карелии ходили с большими глазами: черника, брусника, грибы на каждом шагу. В походе мы видели бобра, волчьи следы. Летучие мыши пикировали к нам на палатку.
Желтые кубышки, белые лилии, белый мох – все это показатели очень чистой воды. В Карелии растут самые прихотливые виды лишайников.
– Ребята, вы считаете, имеет смысл устраивать подобные лагеря, оборудовать стоянки по берегам рек?
– Имеет смысл, – отвечает Денис. – Кто-то приедет на стоянку – дрова готовы, чисто кругом. Ему будет приятно. Возможно, он не будет все вокруг рушить и сжигать.
– А как твои сверстники отнеслись к тому, что ты собираешься в экологический лагерь?
– Мои друзья говорили – зачем тебе в Карелию? Неужели собирать мусор – это интересно? Сидел бы дома, смотрел телевизор.
– И что ты ответил?
– Я ответил: сам сиди и смотри.

И до Амазонки доберемся!
Конечно, нельзя было не заглянуть в анкеты, которые заполняли ребята, вернувшись из похода.

Мы почистили берега реки Чирка-Кемь. Повлияло ли это на будущее планеты? 57 ребят ответили “да”, 11 – “нет”, “повлияло, но незначительно” – 27.

– Одним человеком стало больше (я говорю про себя), который стал понимать, что природу надо беречь. (Скопин)

– Мы убрали железную банку, и там выросло дерево. Лет через 30 это дерево дало семена, и неподалеку выросли новые деревья и т.д. Тем самым, просто убрав железную банку, мы можем дать возможность вырасти целому лесу! (Саратов)

– Это повлияло на будущее планеты. Сегодня мы почистили берега реки Чирка-Кемь, завтра почистим берега Волги, послезавтра – Нила и Амазонки. (Тимашево)

В одном из пунктов анкеты ребятам предложили оценить по пятибалльной шкале экологическую политику Президента России, правительства, главы своего региона и города.
Вот какие средние баллы получили наши политики:

Президент России – 2,75
Правительство России – 2,63
Глава региона – 3,48
Глава города – 3,33

На месте Президента России ребята организовали бы отдел по борьбе с мусором, по всей стране настроили бы мусороперерабатывающие заводы и показывали бы гражданам пример – не принимали бы в подарок меховые шапки и шубы.
В качестве главы региона школьники обустраивали бы парки и заповедники. Будь Нина Парфенова главой города, она бы пригласила на работу людей, которые “следили бы за чистотой и оштрафовывали бестолковых граждан”.
А вот что сделали бы ребята в должности директора школы:
– Попросил бы каждого выпускника посадить дерево.
– Выделил бы часы для экологического образования.
– Летнюю практику ввел бы в виде уборки улиц города.
Свое будущее связывают с экологическим образованием 34 процента школьников, с практической экологической деятельностью – 63 процента.
Чаще всего союзниками ребят в экологической работе становятся учителя (64 процента) и родители (59 процентов), реже всего – одноклассники (3 процента).
А вот какие заповеди придумали ребята:
Не навреди.
Видишь мусор – убери!
Не соблюдать чистоту – не уважать себя.
Любовь к природе взаимна.
Если взялся быть экологом, будь им до конца.

Наталья БУНЯКИНА
Дмитрий ШПАРО (фото)
Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте