Базисный учебный план средней (полной) общеобразовательной 12-летней школы РФ
Данный вариант Базисного учебного плана для 12-летних общеобразовательных школ России разработан в соответствии с “Положением о конкурсе…”, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и “Концепцией структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе”, принятой Всероссийским совещанием работников образования.
Предлагаемый проект отличен от действующего учебного плана. Основное отличие – в подходе к определению предметного содержания образования при конструировании учебных планов.
Ранее основаниями для отбора предметного содержания образования служило известное положение о различных формах движущейся материи как основы многообразия явлений реально существующего мира. Однако этот метод, с нашей точки зрения, не может быть в полной мере приложим к социально-правовой, экономической и культурной жизни общества, к мышлению индивида и поэтому не является всеохватывающим.
То же следует сказать и о так называемых “образовательных областях”, принятых в качестве основания для отбора предметного содержания образования при конструировании учебного плана, в 1993 году. Они по своей природе вторичны, производны от других, более фундаментальных, главных структур окружающего нас мира: неорганического мира (неживой природы), органического мира (живой природы) и общества с его компонентами: ЧЕЛОВЕК и МЫШЛЕНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА, ЯЗЫК и КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА, ТЕХНОЛОГИЯ в ОБЩЕСТВЕ.
В этих условиях возникает необходимость определить новые подходы к конструированию предметного содержания образования при разработке учебных планов.
Исходным в этом случае, как и прежде, выступает социальный заказ общества школе, соответствующий новым социально-экономическим отношениям в стране. На его основе определяются цели образования подрастающего поколения: интеллектуальные, нравственные, физические, социальные и деловые качества личности выпускников, их мышления, которые должны быть сформированы (на уровне реальных возможностей средней школы) в процессе обучения.
Основания для отбора предметного содержания образования следовало бы связать не с формами движущейся материи или с “образовательными областями”, а с основными сферами (областями) реально существующего мира, из чего в качестве следствий вытекают и соответствующие им области наук и конкретные предметы, в которых аккумулируются научные знания по указанным областям (сферам):
I. НЕОРГАНИЧЕСКИЙ МИР – неживая природа: материя, формы движения материи. Элемент, вещество, поле, энергия, процессы. Законы функционирования и развития.
Компоненты: Земля – небесное тело (литосфера, гидросфера, атмосфера). Космос.
Науки: естественные и математические.
Предметы: физика, химия неорганическая, география физическая (элементы геофизики), астрономия; элементарная математика, алгебра и начала анализа, элементы математической статистики, геометрия; ЭВТ и программирование.
II. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР – живая природа: генезис, законы физики и химические процессы в живой природе.
Компоненты: растительный и животный мир всех сфер; эволюции растительного и животного мира.
Наука – естествознание.
Предметы: природоведение, биология, элементы палеонтологии, химия органическая, экология.
III. ОБЩЕСТВО и его компоненты социально-экономического, правового функционирования и развития:
А. Человек. Мышление.
Наука – человекознание.
Предметы: анатомия и физиология, психология (генезис мышления, законы развития и функционирования, культура мышления), элементы социальной психологии, социализация индивида; логика формальная, диалектика.
Б. Социально-экономическая и правовая жизнь общества.
Наука – обществоведение (граждановедение).
Предметы: история отечественная и всемирная, политика и право, граждановедение, география экономическая, экономика и экология, кибернетика (процессы управления и передачи информации в обществе).
В. Язык и культура общества.
Науки: филология и культурология.
Предметы: русский (родной) язык; русская, родная и мировая литература, фольклор; иностранные языки; мировая и национальная художественная культура с элементами эстетики и дизайна; прикладное и национальное искусство; физическая и санитарно-гигиеническая культура.
Г. Технология в обществе. (Политехнизм. История развития техники. Основы промышленного и с/х производства, промышленной эстетики и дизайна. Народные ремесла и промыслы).
Науки: прикладные разделы естественно-математических и гуманитарных наук; технические науки.
Предметы:
а). Для углубления и расширения политехнических знаний – прикладные разделы физики (как основы техники), математики (как языка техники), биологии (как основы с/х производства), химии (как основы химического производства), кибернетики (как науки о законах управления и передачи информации в обществе).
б). Предметы для политехнической, трудовой подготовки, профессиональной ориентации, развития специальных способностей, формирования элементов профессионально важных качеств в соответствии с избранным профилем обучения. Углубление прикладных знаний по соответствующим отраслям промышленного и с/х производства в предметах: машиноведение, электротехника, радиоэлектроника, автоматика, агрономия, строительное дело, техническое и строительное черчение и др.
в). Трудовые политехнические практикумы – для овладения первичными элементами профессиональных навыков по соответствующему профилю.
Таким образом, предлагаемый подход позволяет устанавливать взаимно-однозначное соответствие между указанными областями (сферами) реально существующего мира, с одной стороны, а с другой – с отраслями научных знаний, конкретными науками (предметами), в которых эти знания и аккумулируются. Это создает естественные условия для отбора предметного содержания образования, включения его в учебные планы, обеспечивает реальные возможности формирования в процессе конкретной содержательной деятельности соответствующих качеств личности выпускника. В этом суть первого отличия рассматриваемого проекта.
Второе отличие предлагаемого проекта состоит в том, что при отборе предметного содержания образования в Базисном учебном плане предусмотрено обязательное изучение в качестве отдельных предметов наук о мышлении: психологии, логики, диалектики.
Предметы естественно-математического, социально-экономического и культуроведческого циклов, будучи включенными в учебные планы, как это предусматривалось и в дидактике средней школы, позволяли раскрывать законы развития и функционирования живой и неживой природы, общества. Однако при этом оставалась необеспеченной предметным содержанием еще одна область человеческого познания – законы развития и функционирования мышления.
Но так как процесс познания тесно переплетает в себе дидактику как основную часть педагогики, разрабатывающую теорию образования и обучения (цели, принципы, содержание), с основными науками о мышлении: психологией, логикой и диалектикой, то без системного изучения в школе этих предметов чрезвычайно затруднено формирование у учащихся соответствующих психических качеств личности и ряда важных компонентов формально-логического и творческого (диалектического) мышления. Преодоление этого недоразумения позволит устранить эти существенные недостатки школьного образования молодежи. (См. приложение: Базисный учебный план, разработанный на основе предложенных принципов в предметной структуре /табл. 1/ и в свернутом виде /табл. 2/).
Следует отметить, что предлагаемая методика отбора предметного содержания образования на основе реально существующих областей (сфер) окружающего нас мира наиболее устойчива. Она не подвержена влиянию какого-либо идеологического или иного предпочтения, чего нельзя сказать о других основаниях отбора предметного содержания образования. Неорганический и органический миры, с точки зрения их внутреннего развития, на исторически коротких промежутках времени подвержены исчезающе малым эволюционным изменениям.
Наиболее динамичной и подвижной является только третья сфера – общество с его компонентами, которое наряду с непрерывными и активными изменениями эволюционного характера может периодически испытывать и бурные скачкообразные революционные преобразования, связанные с социально-экономическим укладом общества и господствующими в нем технологиями.
В результате этих изменений в базисе появляется необходимость вносить адекватные изменения и в социально-надстроечные структуры общества, в частности в содержание школьного образования как наиболее важный и значимый элемент социализации подрастающего поколения. Таким образом, содержание школьного образования носит следственный характер, отражая динамику развития науки и внедрения ее достижений в социальную практику – в технологию. По этой причине школа хотя и с отставанием, но с неизбежностью следует за развитием социально-экономических процессов в обществе и в технологии производства.
Проект Базисного учебного плана как по номенклатуре предметов, так и по объему времени, выделяемого на изучение каждого из них, полностью соответствует требованиям Федерального стандарта к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.
Национально-региональный компонент обеспечивается выделением в учебном плане специального времени на изучение родного языка и родной литературы с I по ХII класс. Вопросы этнографии (включая современную историю и экономику республики, края, области, экологию, элементы этнопсихологии, национальную художественную культуру, народные игры и др.) могут изучаться в органическом единстве и во взаимосвязи с учебным материалом соответствующих курсов основ наук (истории, географии, биологии, химии, физики и др.), а также на занятиях физической культурой и МХК. На эти цели используется от 10 до 15 процентов всего учебного времени, выделяемого на изучение соответствующих предметов.
Вариативность образования, более полный учет других образовательных потребностей учащихся (организация факультативных занятий, индивидуальные и коллективные консультации, углубленное изучение отдельных предметов, трудовая подготовка, организация фольклорных экспедиций, краеведческая работа и др.) могут быть обеспечены за счет времени, выделяемого на школьный компонент образования (см. п. 4 Базисного учебного плана).
Частное замечание. При обсуждении учебных планов в МО РФ в 1988 году один из оппонентов высказал сомнение в логичности отнесения математики к сфере неживой природы и человека – к обществу.
С нашей точки зрения, здесь противоречий нет, так как математика – это универсальный язык символов, “на котором с нами разговаривает природа” (Р. Фейнман), это – язык техники, наука о количественных соотношениях в реально существующем мире, это, наконец, “точильный камень рассудка” (мышление), и поэтому, выступая во всех этих качествах, математика равно обслуживает все сферы окружающего нас мира: живую, неживую природу и общество с его компонентами.
Что касается человека, то, конечно, это компонент живой природы, но, с другой стороны, это существо мыслящее, социальное, а стало быть, существо общественное. И поэтому не имеет принципиального значения, к какой из областей (сфер) будут отнесены эти предметы.
Комментарии