Около 22% учеников 7-9 классов в России – потенциально не успешные, показали результаты исследования PISA. Они не готовы учиться дальше, потому что плохо понимают прочитанное и не могут объективно себя оценить.

– Это примерно 250 тысяч, – цитирует “Российская газета” Галину Ковалеву, заведующую центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, национальный координатор исследования PISA в России. – Результат по читательской грамотности у нас снизился по сравнению с прошлым исследованием PISA на 16 баллов.
PISA – международное исследование, которое оценивает читательскую, математическую и естественно-научную грамотность 15-летних подростков.
Россия по читательской грамотности занимает 31-е место из 70, но есть причины задуматься. Исследование устанавливает шесть уровней читательской грамотности. Первый – это те самые неуспешные дети (их 22 процента), второй – пороговый, базовый (таких у нас 28 процентов). Третий – выше базы (их тоже 28), четвертый – когда ученики могут учиться сами с помощью текстов (понимают, что прочитали, делают домашнее задание, читают новый параграф – их 16 процентов).
Пятый и шестой уровни читательской грамотности – самые высокие. Так вот, учеников с пятым уровнем грамотности у нас всего 5 процентов, учеников 6-го уровня ничтожно мало – 1 процент.
– В Сингапуре учеников с высоким уровнем грамотности 26 процентов, в Китае (там брали четыре провинции) – 22 процента, – пояснила Галина Ковалева. – Иногда я слышу, что наши учебники по основным школьным предметам слишком трудные. Это не так. В наших учебниках практически нет заданий, которые рассчитаны на учеников, имеющих 5-й и 6-й уровень грамотности.
С математической грамотностью картина похожая – неуспешных у нас 22 процента, учеников высокого уровня ( 5-го и 6-го) – больше 8 процентов.
C естественно-научной грамотностью дела совсем плохи. Движения вперед почти нет, мы на уровне 2006 года. Неуспешных у нас 21 процент, детей высокого уровня подготовки – чуть больше трех. Так, для понимания, речь идет о биологии, химии, физике, географии…
– На школьные успехи влияют социально-экономическое положение семьи и наличие высшего образования у мамы. Среди детей, чьи мамы закончили вузы, неуспешных учеников меньше. Еще интересное наблюдение: наши девушки показывают по читательской грамотности лучшие результаты, чем юноши, и опережают их на 25 баллов, – рассказала Галина Ковалева.
По информации “Российской газеты”
Фото Марии Голубевой
Комментарии