Президент Российской академии образования, экс-министр просвещения Ольга Васильева предложила создать ассоциацию учителей, преподающих основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Об этом она заявила в ходе Всероссийской научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве», прошедшей в МИФИ. «В педагогическом сообществе идут дискуссии о том, как преподавать эти дисциплины, какими знаниями и компетенциями должен обладать сам педагог. Самое важное, самое сложное в воспитании детей – передача нравственного опыта. Поэтому сейчас при подготовке педагогов мы прежде всего должны думать о том, кого мы хотим обучить и воспитать. Считаю, что время для создания такой ассоциации, объединяющей преподавателей ОРКСЭ в школе, пришло», – сказала Ольга Васильева.
Ощущают ли потребность в создании такой ассоциации сами учителя и директора школ? Какие задачи она могла бы решать? Слово нашим экспертам и читателям.
Анна СТЕЛЬМАХОВИЧ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014, учитель литературы и ОРКСЭ школы №5 Магнитогорска, Челябинская область:
– Несомненно, сегодня есть необходимость в объединении учителей, заинтересованных в преподавании курса (здесь я делаю акцент на слове «заинтересованных»).
Еще в 2014 году, когда мы выносили концепцию преподавания ОРКСЭ на конкурс «Учитель года», мы говорили о культурологическом подходе. Но и сегодня это остается для многих учителей крайне трудным. Ассоциация могла бы вести просветительскую и обучающую работу, помогая учителям разрабатывать уроки на основе культурологического подхода.
Еще одним проблемным моментом в преподавании курса является использование на уроках актуальных форм деятельности, интересных младшим подросткам. Проблемные беседы, ролевые игры и командные тренинги могли бы сделать этот курс одним из самых результативных в воспитательной деятельности. Но не каждый учитель, к сожалению, способен разработать подобные формы в соответствии с содержанием курса. Этим также могли бы заниматься учителя, заинтересованные в его развитии.
Однако необходимо сказать, что подобная организация должна быть профессиональной, ее членами должны стать учителя-тьюторы, способные обучать. И хорошо бы оплачивать их деятельность, иначе все останется на уровне общественного поручения.
Ирина ЛУКИНА, победитель Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель», учитель начальных классов Алнерской школы, преподаватель ОРКСЭ и основ духовно-нравственной культуры народов России, Сухиничский район, Калужская область:
– В нашем районе уроки ОРКСЭ ведут в основном учителя начальных классов. Конечно, есть и преподаватели русского языка и литературы, истории и обществознания. Чаще всего предмет дается в «нагрузку». Но если он не по душе, учитель надолго с ним не остается. В этом заключается особая специфика предмета. Педагог, не чувствующий своей сопричастности всему, что заложено в курсы ОРКСЭ и ОДНКНР, просто будет транслировать материал учебника, и смысла в таком преподавании нет.
Дело, на мой взгляд, не в предметной области, а в качествах педагога. Ведь целью курса, как известно, является формирование у ребенка осознанного нравственного поведения, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Чтобы достичь поставленной цели, учитель должен не просто выдать материал на предметном уровне, но и разбудить душу ребенка. Важно, чтобы школьник нашел в ней источник силы, сформировал свой нравственный стержень.
Не каждый учитель может работать на этом уровне. Чаще всего предмет ОРКСЭ преподается в соответствии с внутренним чутьем педагога, а вот методической и практической помощи можно ждать только от единомышленников. У нас в районе и области это методические объединения учителей и курсы повышения квалификации. Но хотелось бы узнать об опыте педагогов нашей страны, получить квалифицированную методическую помощь и возможность обмена опытом на всероссийском уровне. Так что ассоциация, по моему мнению, будет помогать каждому учителю в работе и творчестве.
Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, публицист, кандидат филологических наук, Великий Новгород:
– Профессиональные ассоциации, несомненно, могут быть полезны и деятельны, но они должны создаваться снизу, исходя из потребностей рядовых специалистов в объединении усилий ради достижения общих целей. Как правило, речь идет об отстаивании интересов профессионального цеха. Васильева же предлагает, по сути, создать еще одну структуру сверху, которая в лучшем случае будет чем-то вроде Ассоциации юристов России, где всем заправляют чиновники.
В случае с ассоциацией преподавателей основ религиозных культур и светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России одну из главных скрипок, скорее всего, будут играть иерархи РПЦ. Боюсь, что непосредственно учителям в этой ассоциации отведут роль массовки, не имеющей права голоса. Не исключаю даже принудительного включения преподавателей в ассоциацию при помощи административного ресурса. Хотя если бы появилась действительно независимая общественная организация, объединяющая преподавателей и ученых-религиоведов, культурологов, философов и антропологов, это могло бы быть интересно. Но чиновники могут превратить самую хорошую идею в скучный и бессмысленный официоз. Ничего дельного от реализации инициативы Ольги Васильевой я не жду.
Алексей ГОЛУБИЦКИЙ, директор Школы будущего, Калининград:
– Профессиональные ассоциации педагогов – очень важный элемент системы взаимной поддержки и развития педагогов, поэтому появление нового объединения можно только приветствовать. В отдельных регионах и в стране в целом педагоги и директора школ сами объединяются и помогают друг другу. Однако если бы время для создания ассоциации, объединяющей преподавателей ОРКСЭ, пришло, такая ассоциация уже была бы создана по инициативе самих педагогов, а не по указке сверху. Все живое растет снизу, я не знаю ни одного положительного примера, когда профессиональная ассоциация, созданная искусственно, оказалась бы жизнеспособной и полезной кому-то, кроме ее инициаторов. Может быть, ассоциация учителей ОРКСЭ станет первой?
Марина ШАХОВА, заведующая лабораторией проблем духовно-нравственного воспитания Воронежского института развития образования:
– Думаю, что потребность в создании такой ассоциации есть. Она помогла бы решить многие вопросы, например усовершенствование учебников, по которым преподаются эти дисциплины. Также можно вести речь о разработке методических пособий, где будет более четко прописана содержательная часть курса.
Сегодня дети все чаще выходят в дистанционный формат, поэтому возникает трудная задача, как дистанционно вести наши предметы, чтобы они оставались интересными и диалог не прерывался. Ведь когда преподавание идет в дистанционном формате, даже на обычных предметах получить обратную связь от учеников трудно, а в преподавании духовно-нравственных дисциплин все строится на обратной связи, без нее невозможно представить эффективное изучение предметов данного цикла. Поэтому и возникает множество проблем.
Мы сейчас проводим обучающие семинары с педагогами Воронежской области, и если раньше они проходили очно, то сегодня общение идет в основном в дистанционном режиме. В этом есть как свои плюсы, так и минусы. И одним из самых больших плюсов является то, что пригласить провести семинар или выступить на нем мы можем преподавателей Московского педагогического университета или даже Московской духовной академии – круг общения расширяется, появляются новые возможности. Больше учителей могут присоединиться к нашим семинарам. Если раньше их могло быть 30 человек, то сегодня – 100-130. Это доказывает необходимость общения и обсуждения многих вопросов, поэтому я и считаю, что ассоциация таких педагогов нужна. В рамках этого сообщества можно вырабатывать концептуальные подходы к преподаванию в условиях постоянно изменяющегося времени.
Наталья П., учитель изобразительного искусства, Великий Новгород:
– В создании ассоциации учителей ОРКСЭ я не вижу смысла, так как предмет объединяет слишком разные направления. Попытка связать их вместе будет похожа на знаменитое трио Лебедя, Рака и Щуки. Само введение предмета ОРКСЭ, на мой взгляд, не оправдало себя именно из-за присущей ему разноплановости.
По факту уроки ОРКСЭ в школах ведут либо батюшки, которых приглашают на занятия, либо учителя, не имеющие культурологического образования. Если родители учеников категорически против того, чтобы дети изучали религию, класс изучает светскую этику. Бывает обратная ситуация, но реже. Эти две категории классов никак не пересекаются.
Изучение теологических дисциплин в школе у многих родителей вызывает серьезные сомнения. Поэтому целесообразнее, на мой взгляд, вообще убрать предмет ОРКСЭ из школьной программы. Взамен нужно в рамках программы по изобразительному искусству давать широкие знания по истории мирового искусства, которое, как известно, связано с религиями народов мира. Не все дети умеют рисовать, не всем это дано, и практические занятия по изобразительному искусству вполне могли бы стать факультативными. А вот история искусств поможет ребятам стать интеллигентнее, расширить кругозор. Она без навязывания религиозных воззрений напрямую связывает историческое прошлое мировых религий с известными каждому образованному человеку художественными шедеврами и артефактами.
Елена МАЛЬЧИКОВА, учитель ОРКСЭ, музыки, английского языка начальной школы лицея №52, Рязань:
– Безусловно, создание подобной ассоциации необходимо как для начинающих педагогов, так и для тех, кто уже освоил данный курс в плане преподавания. Мы живем в многонациональной стране, и каждому человеку необходимо иметь представление о многообразии традиций, культур, религий людей, проживающих на территории нашего государства. Введение в школьную программу курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в рамках культурологического подхода имеет важное значение для ознакомления с особенностями мировых религий и конфессий. Особенно это важно для подрастающего поколения, которое только начинает свой путь в освоении культуры родной страны, столь многоликой и поликультурной. Наше единство в многообразии. Россия всегда и во все времена отличалась широтой души и особой духовностью, чувствительностью к разным культурам, близостью и принятием традиций других народов.
Предположительно, в каждом городе может быть ассоциация, которая будет объединять всех заинтересованных педагогов, преподающих курс ОРКСЭ и/или ОДНКНР. Внутри сообщества будет осуществляться обмен опытом, творческими идеями, оказываться коллективная помощь в решении вопросов и затруднений, возникающих в процессе преподавания данной дисциплины. Более опытные педагоги смогут выступать в роли наставников, консультируя начинающих учителей. Совместно с городскими методическими центрами будет возможность проводить интерактивные мастер-классы, обучающие семинары, круглые столы по обмену опытом, решать вопросы методического и дидактического содержания, создавать единый банк электронного обеспечения по предмету, всевозможные диагностические инструментарии. Педагоги смогут организовывать совместные внеклассные мероприятия, ученические проекты разных уровней, различные варианты экскурсионных программ для детей.
Это направление представляет собой часть процесса социализации, вхождения обучающихся в члены общества, освоения его культуры. И в этом процессе важно обеспечить бережное освоение такого важнейшего элемента в процессе воспитания подрастающего поколения. Поэтому создание данного объединения учителей ОРКСЭ и ОДНКНР необходимо для обеспечения единства в преподавании этих культурологических дисциплин, сохранения четкой структуры и преемственности между курсами ОРКСЭ в начальном общем образовании и ОДНКНР на уровне основного общего образования.
Комментарии