Обычно родители считают, что детям дошкольного возраста рано погружаться в финансовый мир. Но специалисты Роскачества считают, что уже с трех лет можно закладывать в ребенке основы вдумчивого и осознанного поведения.
Детей 3-7 лет уже можно вовлекать в бытовые разговоры о финансах. То есть ребенку можно объяснить, что папа и мама работают и получают за это зарплату. Но при этом, малышу важно рассказать, что домашние дела не оплачиваются, они необходимы для поддержания уюта и комфорта в доме, а также для помощи членам семьи. Как пояснили в Роскачестве, это нужно для того, чтобы со временем ребенок не требовал денег за домашнюю работу или уборку. Хотя иногда его можно поощрить за небольшие дела по дому.
По словам гендиректора Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамина Каганова, закладывать в ребенке основы вдумчивого и осознанного поведения можно и нужно чуть ли не с младенчества. «Важно, чтобы ребенок понимал: блага не «сыплются» с неба. Их кто-то должен заработать, и всему есть своя цена», – пояснил он. Каганов считает, что трехлетние или четырехлетние дети уже могут понять: чтобы получить желаемую игрушку, нужны деньги. Позднее дети уже смогут оценивать количество средств и свои потребности.
С 5 лет ребенка можно привлекать к решению простых бытовых задач. Например, в магазине вместе с ним решить, какое молоко купить: в красивой упаковке, но дороже, или в простой, но дешевле. «Он уже в состоянии понять логику решения и сделать выбор», – пояснил Вениамин Каганов.
Также полезно завести дома копилку. А еще рассказывать о семейном бюджете, расходах и доходах. Например, в форме игры ребенку можно рассказать о семейных финансовых планах, а затем предложить ему поучаствовать в этом, высказать свои идеи и предложения. Вместе придумать какую-то небольшую цель – купить игрушку – и завести для нее копилку.
Наверное многие помнят, что в далекие советские годы все дети играли во дворе в «магазин», где листики были деньгами, а маленькие камушки – мелочью. Сейчас можно купить целую «кассу» и почувствовать себя настоящим продавцом или покупателем. В этой игре можно использовать как игрушечные деньги, так и настоящие, чтобы ребенок постепенно к ним привыкал. Можно нарисовать ценники, устроить витрину.
А уже в возрасте 5-6 лет ребенку можно позволить сделать самостоятельную покупку. Для этого в магазине ему можно дать небольшую сумму, на которую он сам что-то выберет и расплатится на кассе.
Комментарии