Новую систему оплаты труда педагогов ввели у себя к настоящему времени все регионы РФ. При этом одни уже могут поделиться первым опытом и промежуточными итогами, а другие лишь в нынешнем учебном году осторожно апробируют новинку. Однако все испытывают приблизительно одни и те же трудности. Каковы они и как можно избежать проблем? Сегодня об этом размышляют практики и управленцы – директора школ и руководители систем образования двух регионов Северо-Запада России.
Елена ВЕЗИРОВА, директор Усть-Пинежской средней школы Холмогорского района Архангельской области:- Наша школа стала одним из двух образовательных учреждений района, которые в качестве эксперимента апробировали НСОТ с 1 сентября 2010 года. Остальные школы Холмогорского района перешли на новую систему с 1 января 2011 года. Думаю, наша школа была выбрана, поскольку у нас несколько последних лет действует положение о доплатах и надбавках и идея стимулирующей части заработной платы при НСОТ не стала для педагогического коллектива новинкой. Опыт пока небольшой. Могу сказать, что базовая часть заработной платы наших учителей увеличилась приблизительно на 10 процентов. А стимулирующая часть теперь зависит от результатов педагогического труда. Во внутришкольном Положении о стимулирующих доплатах и надбавках прописано, за что учитель может получить дополнительные деньги. Педагоги нашей небольшой школы – в ней всего 100 учеников и 20 учителей – могут похвастаться высокими результатами. Второй год в районном рейтинге школ мы занимаем первое место, в частности потому, что в процентном отношении имеем высокий показатель по победителям и призерам районных олимпиад. На областные олимпиады, конечно, попадают уже немногие наши ученики, нам сложно тягаться со спецшколами и спецклассами, где организована усиленная подготовка. Но есть и другие способы показать высокие результаты в различных районных и областных конкурсах – учебно-исследовательских, спортивных. Теперь педагоги заинтересованы в этом еще и потому, что даже не за победу, а за активное участие дети получают награду, а учителя – прибавку к зарплате. Что еще привнесла в нашу жизнь НСОТ? Распределение бюджетных средств стало более прозрачным. Мы готовы к внешней оценке нашего труда. У педагогов есть возможность постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми технологиями преподавания. Однако внедрение новой системы оплаты труда выявило, на мой взгляд, ряд проблем. Увеличение фонда оплаты труда в области было небольшим. Поэтому у нас все-таки недостаточно средств на стимулирование педагогов за качественную работу. Приходится сокращать штатное расписание.КомментарийИлья ИВАНКИН, министр образования, науки и культуры Архангельской области:- Архангельская область – один из семи субъектов РФ, которые пока в полном объеме не перешли на новую систему оплаты труда. Процесс внедрения НСОТ идет у нас поэтапно. Изначально новую систему апробировали город Северодвинск и некоторые другие пилотные площадки. Часть школ области перешла на НСОТ с 1 января 2011 года, кто-то вводит ее сейчас, по истечении трех четвертей учебного года, а другие перейдут на новую систему летом, в период отпусков. Эти сроки зависят от степени готовности тех или иных муниципальных образований к введению новшества. С 1 января по распоряжению губернатора Архангельской области фонд оплаты труда государственных и муниципальных образовательных учреждений был повышен на 6,5 процента. Все государственные и значительная часть муниципальных школ перешли на НСОТ, был увеличен фонд оплаты труда, соответственно повысилась заработная плата педагогов. Увеличение заработной платы, хотя и небольшое, коснулось всех сотрудников образовательных учреждений. Его размер зависит от стажа, квалификационной категории и других критериев.В целом образовательная политика в регионе ставит перед собой две основные цели. Во-первых, это улучшение качества образования. Вторая цель не менее важная – повышение заработной платы учителей. Недостаток денежных средств для более значительного увеличения фонда оплаты труда тесно связан с такими проблемами, как неэффективные расходы в сфере образования. Не секрет, что до сих пор в ряде муниципальных образований сохраняется дисбаланс при разделении фонда оплаты труда того или иного образовательного учреждения. Обслуживающий персонал зачастую получает больше, чем педагог, который несет основную функцию – функцию обучения и воспитания детей. Наша задача – ликвидировать этот дисбаланс. Необходима реструктуризация образовательной сети региона, которая предполагает оптимизацию штатного расписания и объединение ряда образовательных учреждений. Все эти процессы сейчас идут в Архангельской области и дают надежду на повышение заработной платы и улучшение качества жизни педагогов и как следствие повышение качества образования нынешних школьников. В отличие от Архангельской области Новгородская область сделала первые шаги по введению НСОТ уже несколько лет назад. Может быть, приобретшие опыт новгородцы не испытывают при реализации НСОТ никаких проблем? Татьяна ИВАНОВА, директор средней школы №1 поселка Крестцы Крестецкого района:- НСОТ мы ввели в своей школе в 2009 году. По истечении двух лет можно говорить о первых итогах. Зарплата учителя при НСОТ складывается из базовой части и стимулирующей. А стимулирующий фонд школы зависит от того, какое место она занимает в ежегодном рейтинге образовательных учреждений области. В этом рейтинге мы занимаем 74-е место из 130 школ. Для сравнения, наши соседи – школа №2 поселка Крестцы – в этом году заняли 13-е место в областном рейтинге. У них стимулирующий фонд гораздо выше и больше возможностей финансово поощрить педагогов. Что делать, чтобы повысить размер стимулирующего фонда? Я считаю, во-первых, администрация школы должна проводить работу по разъяснению НСОТ в педагогическом коллективе. Учителя должны понять, что фонд стимулирования школы зависит от того, как дружно и результативно они будут работать. Это очень трудно. В нашей школе представители администрации моложе большинства учителей. Мы чувствуем, что не все педагоги положительно воспринимают перемены и не все готовы соответствовать тем требованиям и критериям, по которым оценивают школу. Когда мы начинали вводить НСОТ, доходило до обид, даже ссор между коллегами. Так, один учитель, например, в текущем году сдает ЕГЭ, и у него есть возможность проявить себя, а другому педагогу к этому экзамену нужно идти несколько лет. Чтобы избежать подобных конфликтов, мы на протяжении двух лет корректировали и дополняли критерии оценки результата работы педагога. Сейчас пришли к тому, что возможность заработать баллы есть практически у всех преподавателей – за счет независимого тестирования, конкурсов, соревнований, участия в семинарах, активной внеклассной работы. При НСОТ к нам потянулись молодые специалисты, потому что у них есть возможность буквально через год работы за счет стимулирующих надбавок значительно увеличить свою зарплату. Таким образом у нас в школе, в частности, появился молодой преподаватель иностранного языка. И все-таки при НСОТ тоже есть недостатки. Главный – необходимо на федеральном уровне увеличивать базовую ставку педагога. Увеличения заработной платы массы учителей невозможно достичь только за счет НСОТ, по крайней мере на данном этапе. Педагоги, почувствовавшие, что такое НСОТ, на практике, говорят, что новая система позволяет ранжировать, по-разному оплачивать затраты творческих сил педагога. Это справедливо. Но если школа занимает невысокое место в том же рейтинге, то без повышения базовой ставки средний уровень заработной платы педагогов будет недостаточным. Комментарий Анатолий ОСИПОВ, председатель Комитета образования Новгородской области: – Работа по переводу на новую систему оплаты труда в Новгородской области началась с 2007 года, приказом комитета от 16.04.2008 № 241 «О новой системе оплаты труда» утверждены методические рекомендации о новой системе оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений. На сегодняшний день все муниципальные образовательные учреждения охвачены НСОТ на 100 процентов.Преимущество НСОТ мы видим в том, что система стимулирующих выплат направлена на конечный результат деятельности. В 2008 году на повышение заработной платы учителей было дополнительно выделено 130 миллионов 222 тысячи рублей в рамках КПМО. Если средняя заработная плата учителей в 2008 году составляла 12162 рубля, то в 2010 году она увеличилась до 16884 рублей. То есть прирост зарплаты составил 38,8%.В 2011 году необходимо решить задачу по увеличению заработной платы всех работников образования, работающих в системе, не менее чем на 10%. Для этого в муниципальных образованиях необходимо оптимизировать штатную численность работников, привлекать дополнительные средства, активнее использовать внутренние резервы автономных образовательных учреждений.В 2010 году доля неэффективных расходов в системе образования области составляла 7,4%. В 2011 году она должна быть снижена до 6,4%. Высвободившиеся от реструктуризации средства планируется направить на увеличение заработной платы.От редакцииПодводя итог обсуждения, можно сказать, что главная проблема, общая и для пилотных регионов, и для регионов, недавно апробировавших НСОТ, связана с нехваткой финансовых средств для реализации идеи. Откуда взять эти деньги? Можно ждать их прихода из бюджета – районного, регионального или федерального. Такова в принципе позиция практиков – представителей школ. Управленцы регионального уровня со своей стороны предлагают тоже в целом схожие между собой выходы. Три кита, на которых базируется их представление о решении проблемы НСОТ, – реструктуризация образовательной сети регионов, оптимизация штатного расписания школ и более широкое использование возможностей автономных образовательных учреждений. И если на первый из этих трех процессов, уже начавшихся повсеместно, директора школ значительно повлиять не могут, то последние два, несомненно, в их власти. Только совместными усилиями можно решить проблемы НСОТ. Занимая активную позицию, а не находясь в режиме ожидания. Как бы ни было сложно…Великий Новгород
Комментарии