search
main
0

В предпринимательство – с малых лет

Сегодня очень часто говорят о том, что в нашей стране нужно как можно больше количество граждан вовлекать в малый бизнес, в предпринимательство. Но взрослые слабо реагируют на эти призывы: психология не позволяет представить себя успешным предпринимателем, подчас гораздо спокойнее и комфортнее чувствуют себя те, кто получает гарантированную зарплату, хотя не устают жаловаться, как плохо их материальное положение. В Восточном округе решили, что психологию нужно менять, но начинать воспитание предпринимателя необходимо со школьного возраста. Так в округе появился и успешно реализуется проект «Ассоциация старшеклассников-предпринимателей». В ее активе школы №№ 356, 797, 813, 1530, 1301, 1349, 399, 689, 350, 1452, 723, 1328, 1516, 446, 1563, 1852, ЦО 1748 «Вертикаль».

Зачем нужна ассоциация?

Олег Мерзляков, председатель правления ассоциации, директор школы № 399:

– Малое предпринимательство – одна из бюджетообразующих отраслей экономики современного города. Привлечь к работе в этой сфере молодых людей, способных привнести новшества в ведение бизнеса – весьма актуальная задача. Тем более что найти применение предпринимательскому таланту можно в любой сфере: бытовых услуг, жилищного производства, торговли, общепита, строительства, жилищно-коммунального хозяйства.

В 2006 году впервые в истории страны был принят документ, определяющий принципы направлений социально-экономического развития общества, – «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации». Это значительно расширяет возможности для самореализации молодого поколения и гарантирует поддержку многих инициатив молодежи на государственном уровне. Уже известно, что

число занятых в малом бизнесе Москвы свыше 2 млн. человек, или около 35% работающих;

более 45% малых предприятий Москвы работают в сфере торговли, общественного питания;

более 12% – в строительстве;

около 10% занимаются производством товаров;

почти 8% осуществляют свою деятельность в научной сфере.

В нашем округе наметилась тенденция вовлечения учеников школ в предпринимательскую деятельность, в первую очередь через проведение олимпиад по экономике, конкурса «Лучший предпринимательский проект учащейся молодежи» (на базе ЦО № 1852), научно-практической конференции «Экономическая мастерская» (на базе школы №1301 с углубленным изучением экономики).

Понимая, что развитие предпринимательской деятельности в молодежной среде – одно из приоритетных направлений работы с молодежью, НМЦ ведет работу по взаимодействию с муниципальным Фондом поддержки малого предпринимательства. Итогом стала научно-практическая конференция по экономике в рамках экономического форума.

Все это позволяет школьникам и педагогам реально увидеть проблемы и перспективы сектора экономики, прогнозировать конкретные действия по вхождению выпускников школ в бизнес, их востребованности на рынке труда.

Результат обнадеживает:

50% школьников хотят получать дополнительные знания по вопросам маркетинга и менеджмента;

40 % учеников хотят овладеть технологиями построения личной карьеры.

Учитывая все это, и было решено создать новое объединение школьников – «Ассоциацию старшеклассников-предпринимателей», добровольную ученическую организацию, созданную в целях содействия в профессиональной и предпринимательской подготовке школьников. Ее членами могут стать ученики 8-11-х классов образовательных учреждений округа.

Что изменилось в нашей жизни?

Юлия Карташова, учитель экономики школы №1349

– Когда я впервые услышала об ассоциации, то отнеслась к этой идее скептически. Не верилось, что дети, пусть даже и старшеклассники, могут самостоятельно развернуть активную деятельность. Но ассоциация существует – это факт.

Мы продолжаем заниматься созданием проектов, но у нас появилась возможность получать дополнительные консультации в рамках Школы юного предпринимателя, принимать участие в обучающих семинарах для учеников и руководителей проектов, знакомиться с особенностями презентаций проектных работ, учиться составлять бизнес-план.

На мой взгляд, все это хорошо, но чтобы будущие старшеклассники захотели продолжить начатое дело, они должны иметь представление о том, что такое экономика и предпринимательская деятельность, умели ориентироваться в современном мире, хотели строить реальные планы и создавать жизнеспособные проекты. Подобные знания получают на уроках экономики. Так что как ни крути, а предмет этот в школе нужен.

Успех обеспечивает поддержка методистов

Елена ЕЛИНА, методист экономики НМЦ ВАО:

– Центральная задача образования – развитие самостоятельного, творческого мышления школьников, формирование умений и навыков, необходимых в профессиональной трудовой деятельности. Поэтому основное направление работы учителя сводится к подготовке детей к жизни в современном обществе и к труду в высокоразвитой информационной среде. А методист должен создать условия для профессионального роста педагога. Нашими основными партнерами в этом процессе стали кафедра экономики Московского института открытого образования и ведущие вузы страны: МГУ, ВШЭ, Финансовая академия при Правительстве РФ. Для выявления и развития предпринимательских и менеджерских наклонностей у ребят в школах округа апробируется экспериментальная учебная программа «Основы предпринимательской деятельности».

Одна из форм активного вовлечения учеников в познавательный процесс – работа над проектами, для выполнения которых формируются микрогруппы, их возглавляют сами ребята, а учитель становится помощником и консультантом. Мы рады, когда к работе подключаются родители.

Интерес ребят к изучению предмета «Экономика» позволил организовать и ежегодно проводить на базе школы №1301 с углубленным изучением экономики окружную научно-практическую конференцию «Экономическая мастерская». Уже второй год здесь действует межшкольный факультатив для учеников

9-11-х классов образовательных учреждений Восточного округа, которые связывают свой выбор со специальностями, требующими экономических знаний.

В 2005-2006 учебном году в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России» победила команда школы №1714 с проектом «Безопасная зона» (оформление территории), а в 2006-2007-м – команда школы №1301 с проектом «Мы это сделали» (оформление столовой). Число участников конкурсов проектных и исследовательских работ растет, а качество и содержание представляемых ученических проектов постоянно повышается. Методисты НМЦ оказывают индивидуальную помощь в корректировке тем творческих работ детей, привлекают к консультированию опытных специалистов предприятий округа по маркетингу, психологов, социологов, юристов.

Нам предложили,

мы откликнулись

и не жалеем

Елена Томилина, учитель школы экономики №797:

– Реализация радикальной экономической реформы страны предусматривает решение проблем подготовки кадров. Только профессионализм педагога, широта и глубина специальных знаний способны обеспечить высокоэффективную деятельность учителей в преподавании курса «Основы предпринимательской деятельности». Несомненно, требуется иной подход к организации обучения по повышению квалификации учителей. Качественное образование предполагает постоянное обновление содержания преподаваемых экономических дисциплин. Не учитывая этого, невозможно быть успешным учителем и завоевать авторитет у учеников.

Поэтому когда НМЦ предложил нам, учителям экономики и обществознания, пройти обучение по новой технологии, разработанной Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства и Департамента образования, мы с большим желанием откликнулись на это предложение. Курсы по программе повышения квалификации в сфере предпринимательской деятельности с использованием программно-имитационной модели малого предприятия были великолепно проведены в современной, технически оснащенной школе №1254 с углубленным изучением информатики.

На занятиях мы формулировали цели, выявляли проблемы бизнеса, анализировали информацию, вырабатывали критерии и возможные пути решения в бизнес-планировании. С помощью метода управленческого консультирования преподаватели академии направляли процесс обучения на решение практических задач, приближенных к реальным условиям. Учителя выступали в роли экспертов и предлагали конкретные разработки по реализации бизнес-проектов. Лекторы стали для нас помощниками, владеющими современными методами консультирования по разрешению различных бизнес-проблем, мы – их союзниками, проводниками новых технологий в рамках преподавания элективных курсов, факультативов в своих образовательных учреждениях, а дети – активными участниками увлекательного учебного процесса. Так процесс обучения стал составной частью совершенствования профессионализма учителей в сфере повышения мастерства.

Предпринимателями рождаются?

Кто может стать успешным предпринимателем? Не по закону, а по сути? По способностям?

Всем ребятам Восточного округа газета «Я – предприниматель» предложила проверить свои предпринимательские способности с помощью анкеты, по которым проходят проверку ученики США для диагностики их предпринимательской жилки.

Ученикам Восточного округа, желающим оценить свои способности, нужно было ответить на вопросы, содержащиеся в таблице.

В каждой из ее горизонтальных граф – то определение качеств ученика, которое более ему подходит. Нужно было пометить его цифрой, соответствующей каждой вертикальной колонке (4, 3, 2, 1). После суммирования этих цифр оценка потенциала владения и управления собственным делом может быть: отличной (25-28), очень хорошей (21-24), хорошей (17-20), средней (13-16), плохой (12 и меньше) (см. таблицу 1).

В основе обучения должно быть реальное дело

Виталий Трушин, директор Центра образования №1852:

– Проблемами молодежного предпринимательства мы начали заниматься еще в 1998 году в рамках городских целевых программ по улучшению положения детей в Москве, а также ФЦП «Молодежь России». Ее основу составляла подготовка и проведение городского конкурса «Лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи города Москвы». Один из этапов конкурса – «Проверка проекта на реализуемость». Логично, ибо мало представить прекрасный и научно обоснованный бизнес-план, нужно еще и суметь реализовать его. На этом этапе, который проводится в форме организационно-деятельностной игры, становится ясно, способна ли команда победившего проекта осуществить задуманное при условии выделения финансирования.

Этап выездной, длится он от 2 до 4 недель. За этот период авторы проектов должны сделать конкретные шаги по началу реализации своего проекта. За каждым из проектов закреплен консультант, обладающий опытом предпринимательской деятельности. Он наблюдает за работой авторского коллектива и дает заключение о его работоспособности. Одновременно, в процессе этой работы, ребята дорабатывают свой проект до инвестиционного уровня. Далее комиссия Комитета труда и занятости на основании представленных документов принимает решение о финансировании проектов. Такая система, несмотря на свою сложность, решает задачи в образовании, социальной и трудовой адаптации молодежи, политики, а также создании условий для творчества молодежи.

Центр Образования №1852 дважды был победителем этого конкурса и получил финансирование один раз в размере 500 000 рублей на создание 20 рабочих мест, а второй раз – 300 000 рублей на создание 12 рабочих мест. Мы открыли парикмахерскую, буфет, студию хореографии и мастерскую художественной росписи по тканям.

Сейчас ЦО № 1852 также участвует в конкурсах предпринимательских проектов, занимает призовые места: 2005 год – «Салон видеопроката», 2006 год – «Недетские проблемы» (строительство детских городков), 2007 год – «Жизнь в кадре» (создание цифровой видеостудии).

Людмила Поликашина, директор гимназии №1516, академик Академии педагогических инноваций:

– Социально-экономическое образование в нашей гимназии опирается на живую практику, имеет дело с реальными экономическими объектами, широко использует различные показатели, цифры, математические расчеты. Это требует от гимназиста применения знаний и навыков, полученных на самых разных примерах, постоянного аналитического обращения к собственному, семейному, общественному экономическому опыту.

В гимназии широко используют практико-ориентированные, деятельностно-ориентированные формы контроля успешности в обучении учащихся. В качестве примера можно привести урок-зачет, проводимый в форме аукциона, когда изученные школьниками правила аукционной торговли положены в принцип распределения контрольных вопросов.

Одна из форм изучения нового учебного материала – «круглые столы», учебно-практические работы с использованием ИКТ. В основу таких работ положена возможность прямо во время урока, используя доступ к глобальной информационной сети, знакомить учеников с формами и приемами работы со статистическими данными, экономическими новостями, аналитическими обзорами и т.д.

Деловые игры, например, практикум «Биржа», позволяют в активной форме знакомиться с принципами биржевой торговли и функционирования рыночного механизма. А практикум «Международный экономический саммит» помогает в игровой моделируемой практике изучать достаточно сложные понятия, законы, принципы международных экономических отношений.

Поэтому не случайно гимназия №1516 – многократный победитель конкурсов «Школа года» и «Школа века», участник городских образовательных экспериментов – «Языковое образование», «Образование как образ жизни», «Широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержанию образования». Наши ученики ежегодно побеждают на окружных, городских и российских научных, научно-практических конференциях и конкурсах.

Татьяна Андреева, директор школы № 2015:

– C 2005 года в нашей школе действует молодежный предпринимательский проект «Святая Русь», суть которого – создание одноименного туристско-краеведческого центра.

Все началось с того, что на уроках москвоведения ребята делали макеты храмов: церквей, синагог, мечетей. Такой выбор не случаен: в нашем районе живут люди разных конфессий, и, конечно, захотелось подробнее узнать о культурных памятниках, расположенных рядом. Оказалось, типично «спальному» району новостроек Косино-Кожухово есть чем гордиться: история села Косино начинается с X-XI веков. Ребята совместно с учителями разработали две тематические экскурсии – «Косино – частица святой Руси» и «Косинское трехозерье». Кстати, проект носит не только познавательный, но и предпринимательский характер.

Наши ребята приобретают опыт в туристическом бизнесе, получают практические знания в области экономики, маркетинга, менеджмента, рекламы, информатики. В месяц проводится 3-5 экскурсий. Мы понимаем, что они должны быть платными, но недорогими. Пусть сначала ребята получат хоть и небольшие деньги, зато заработанные творческим трудом. Для молодых людей очень важно поверить в свои силы, проверить их в реальном бизнесе. Как известно, предпринимательская деятельность предполагает экономические расчеты, ведение бухгалтерии, аренду помещения и др. Алина Немилова пока учится в 9-м классе, тем не менее она уже твердо решила стать менеджером проекта. А в будущем хочет создать свою турфирму.

Проект туристического центра вошел в число победителей конкурса молодежных бизнес-проектов ВАО, получил поддержку управы района Косино-Ухтомский и префектуры.

На форуме собрались

самые активные

Весной 2008 года старшеклассники Восточного округа участвовали в ежегодном, третьем по счету, молодежном экономическом форуме «Шаг в будущее». Наступивший год объявлен в России Годом семьи, и не случайно главной темой и основным лейтмотивом форума стали доклады, посвященные семейному бизнесу – «Я и моя семья – предприниматели».

Организаторы форума – Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и Окружной методический центр ВАО поставили такие задачи для форума – обсудить пути и возможности усовершенствования и развития реального семейного бизнеса.

Проекты старшеклассников состояли из введения и трех частей. В введении в простой доступной форме они рассказывали о своей семье, родителях, о социальном статусе и составе семьи, кратко описывая этапы создания и становления семейного бизнеса.

В первой части был представлен тот бизнес, которым занимаются родители: вид деятельности, форма собственности и наименование предприятия, место нахождение предприятия, экономические результаты, а также проведен краткий анализ преимущества семейного бизнеса по сравнению с бизнесом конкурентов.

Во второй, основной части каждого проекта описывалась та проблема, которую авторы хотели бы решить: предлагаемые новые виды товаров, продукции, услуг; новые методы и подходы в продвижении товаров, продукции, услуг на рынке, социальная значимость проекта.

Третья, заключительная часть представляла собой усеченный бизнес-план: календарный план реализации проекта, смета расходов, предполагаемый срок окупаемости проекта.

Качество проекта жюри оценивало по выводам, оригинальности идеи решения проблем, степени участия и реализации всех членов семьи.

Если не все старшеклассники имели возможность принимать участие в семейном бизнесе, в предпринимательской деятельности, то им предлагали включиться в поиск тех областей, где можно было бы применить свои способности. Открывая молодежный экономический форум «Шаг в будущее», префект Восточного округа Николай Евтихиев сказал, обращаясь к ребятам: «У Москвы нет руды, нет нефти и полезных ископаемых – есть только наши головы и руки». Не может не вызывать удовлетворения то, что сегодня многие старшеклассники хотят найти применения своим рукам и головам в свободное от учебы время и, заработав деньги, еще до поступления в вузы начать профессиональную и карьерную деятельность.

Для содействия решению этой проблемы Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства на базе предприятия ОАО «МЭЛ» открывает в 2008 году учебно-производственный центр, где ребята смогут заниматься аналитическими исследованиями, выполнять технические задания крупнейших предприятий округа, изготавливать изделия в рамках предпринимательских и проектно-исследовательских работ, вести иную полезную деятельность, получая при этом зарплату.

Анжела Раевская, директор муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства

Информация к сведению

Ассоциация старшеклассников-предпринимателей создана в 2007 году, это добровольное общественное объединение учащихся и учителей. 150 учащихся ВАО – ее активные участники.

Попечительский совет возглавляет префект ВАО Николай Евтихиев.

Ассоциация регулярно проводит занятия по основам маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета в «Школе юного предпринимателя» в гимназии №1530, цикл деловых игр «Я – предприниматель» в гимназии №1516.

В рамках ассоциации работает окружное научное экологическое общество в школе №446 и научное общество физико-технического направления – в школе №399.

Артур Нахапетян, ученик 10-го класса школы №797:

– Когда мы узнали, что в округе есть «Ассоциация старшеклассников-предпринимателей», то заинтересовались и стали посещать занятия в Школе юного предпринимателя.

Сейчас некоторые из нас уже определились с выбором будущей профессии, знают, куда пойдут учиться, а другие еще размышляют. Участие в общественной жизни ассоциации, подготовка творческих работ, а главное – помощь нашего учителя экономики Елены Степановны Томилиной, других педагогов, родителей и друзей помогут сделать правильный выбор.

Дмитрий Горпинчук, ученик 10-го класса гимназии №1516:

– Уже видно, что ребята хотят заниматься предпринимательской деятельностью. Участвуя в различных конкурсах, они стали авторами многих интересных идей, планов, проектов. Проблемам развития предпринимательства была посвящена конференция-встреча Ассоциации старшеклассников-предпринимателей ВАО с префектом ВАО Николаем Евтихеевым и его заместителями. Участвуя в обсуждении, мы поняли, что экономика ждет нас, и от наших учебных и предпринимательских успехов сегодня зависит не только наша карьера, но и будущее всей страны.

На окружной конкурс «Я и моя семья – предприниматели» были заявлены проекты школ №№ 1373, 373, 723, 1360, 399, 1362, 1530, 1268, 672, 813, 688, 767, 446, ЦО № 1404 «Гамма». Победителями стали:

1-4-е классы – I место (школа № 399 – создание фирмы «Вечерняя ласточка»; школа № 672 – коллективный проект «Поиск путей расширения деятельности семейной компании «Уют и красота»).

5-9-е классы: I место – школа 723 «Интернет-магазин»;, II место – ЦО №1404 (коллективный проект) «Я и моя семья – предприниматели»;

10-11-е классы: I место – школа № 813 «Создание модели молодежного платья в семейной мастерской».

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 27 ГК несовершеннолетний может быть зарегистрирован в качестве предпринимателя начиная с 16 лет и с согласия законных его представителей.

Согласно ст. 25 ГК индивидуальный предприниматель будет признан банкротом в случае, если он не может удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Решение о признании предпринимателя банкротом может быть вынесено только судом по требованию кредиторов. Требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего предпринимателю имущества, в очередности, предусмотренной п.3 ст.25 ГК.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. В п. 3 ст. 23 ГК РФ говорится, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, других правовых актов. Следовательно, предприниматель вправе осуществлять любые, не запрещенные законодательством виды деятельности. Однако следует помнить, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности. Указание исчерпывающего перечня видов деятельности не является обязательным. Обычно в уставе при перечислении видов деятельности отдельным пунктом указывают, что предприятие вправе осуществлять, помимо перечисленных, иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Прием на работу производится по принципу подбора кадров по деловым качествам. Ст. 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в приеме, прямые или косвенные преимущества, дискриминацию по полу, расе, национальности и так далее. То есть отказ в трудоустройстве, в том числе и по возрасту, не допускается, кроме случаев, когда законодательством для выполнения данного вида работ предусмотрены определенные ограничения возраста. Такой отказ может и должен быть обжалован в суде.

«Учительская газета-Москва» благодарит за помощь в подготовке материалов редакцию газеты «Я – предприниматель».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте