search
main
0

В преддверии нового учебного года мы традиционно анализируем пройденное и намечаем основные направления работы в предстоящем учебном году. Обратим внимание на некоторые из них.

Изучение географии России, воспитание уважения и любви к Родине, к культуре и национальным особенностям населяющих ее народов – по-прежнему в центре внимания. Все большее понимание находит идея комплексного изучения этого курса географии, необходимость дальнейшего сближения физической и социально-экономической составляющей содержания учебного предмета. Подготовлено методическое письмо “О преподавании курса “География России” по новым программам” (# 504/11-12 от 12.04.99), сборник “Программно-методических материалов по курсу “География России. 8-9-й класс”, М., Экопрос, 1999 г., издана первая часть нового учебника большого авторского коллектива под редакцией доктора географических наук профессора А.И.Алексеева “География России. Книга первая. Природа и население”. М., Экопрос, 1999 год. Учебник отличается качественным полиграфическим исполнением, включает богатый картографический материал, статистические приложения, большое количество личностно-ориентированных вопросов и заданий.

Издательством “Просвещение” подготовлен “Школьный атлас по географии России”, в котором содержится более ста уникальных карт, в том числе европейской и азиатской России, рисунков, диаграмм с пояснительными текстами. Содержание тематических карт распространяется и на смежные территории, что делает атлас хорошим подспорьем в изучении комплексного курса географии России.

В центре внимания учителей и родителей – проблема умственного развития детей. Приходится признать, что на уроках географии по-прежнему широко распространена практика сообщения готовых сведений и как следствие – ориентирование учеников на механическое запоминание и усвоение знаний по образцу. Ситуацию характеризует речь учителя, состоящая преимущественно из глаголов повелительного наклонения: “Слушайте… Записывайте… Повторите… Выучите… Запишите и запомните…”. Оценка же результата по-прежнему лаконична: “Выучил… Не выучил… Мало учил…”. Столь же показательна и речь детей: “Откуда я могу это знать? Вы об этом не говорили (не рассказывали)…” или “Про это в параграфе не написано”. Деятельность учителя в этом случае сводится к двум основным функциям: сообщить новую порцию информации и на следующем уроке проверить ее усвоение, а деятельность ученика – по возможности успешно отчитаться о выученном.

Приведем простой, но достаточно показательный пример: в начальном курсе физической географии в 6-м классе изучаются внутренние или окраинные моря. Как отреагируют ученики на вопрос учителя: “Какое из внутренних морей – Средиземное, Балтийское или Азовское – межконтинентальное?” (Или “Какое из внутренних морей – Средиземное, Балтийское или Красное – внутриконтинентальное?” Чаще можно услышать слегка возмущенное: “Что такое межконтинентальное (внутриконтинентальное) море? Вы про это не говорили!” Вместо того чтобы задуматься и, сравнив моря, определить очень несложное содержание нового термина, ученик, которого не научили размышлять, первым делом отторгает задание.

В обучении географии выстраивается система развивающего обучения (см.методическое письмо “О развивающем обучении в процессе изучения географии” # 931/11-12 от 8.06.99), отличительной особенностью которой является, как известно, признание ведущей роли теоретических знаний. Это позволяет осуществить более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его построения. Необходимо понять принципиальное различие построения школьных учебников географии на основе понятийного знания и с опорой на “ключевые слова” (количество которых нередко возрастает от сотни). Выделение системы теоретических понятий как центрального компонента содержания позволяет, во-первых, реализовать системный подход к построению отдельного учебного курса и школьной географии в целом. Во-вторых, можно четко определить планируемый результат обучения в рамках образовательного минимума. И, наконец, в-третьих, попытаться уйти от непомерного, порой механического увеличения содержания изучаемых предметов. Отметим, однако, что соблюдение принципа доступности в обучении – непременное условие построения учебного предмета.

По-прежнему одна из актуальных задач – использование средств наглядности – учебных рисунков, схем, графиков и особенно географических карт – в качестве источников новых знаний об изучаемых объектах и явлениях. Ситуация, в которой вслед за бодро пересказанным параграфом ученик и 6-го, и 10-го класса затрудняется в установлении простых взаимосвязей между положением географических объектов или явлений, решении других задач с использованием карты, к сожалению, типична.

Важная составляющая системы развивающего обучения – осознание ребятами процесса обучения, которое включает в себя не только целевую и мотивировочную части, но и понимание сути выполняемых учебных действий.

Учителя географии имеют опыт работы с учебником Сухова В.П. “Физическая география”, 6-й класс (М.Просвещение. 1995, 1998 гг.), написанным на основе теории учебной деятельности В.В.Давыдова. В издательстве “Просвещение” в 1999 году подготовлены к изданию учебники Крыловой О.В. “Физическая география. Начальный курс. 6-й класс” и “Материки и океаны. 7-й класс”, написанные в соответствии с принципами развивающего обучения Л.В.Занкова. (“УГ” писала о нем в # 18).

Учебники содержат материал по формированию общеучебных умений. Например, на географическом содержании знакомят школьников с правилами составления определений, деления понятий на группы и правилами составления классификаций, а в 7-м – с этапами формирования гипотезы и этапами составления учебного проекта.

Ольга КРЫЛОВА, доцент кафедры АПКиПРО, учитель географии школы # 1305

Москва

От лесостепи до химзавода

О преподавании курса “География России” по новым программам

Письмо Департамента общего среднего образования Минобразования РФ

от 12 апреля 1999 г. # 504/11-12

Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии в разделе “Страноведение” содержит минимальный перечень обязательных для изучения компонентов содержания по курсу “География России”. При этом, наряду с географическими особенностями природы, населения и хозяйства страны в целом, в этом документе четко определены и обязательные для изучения крупные географические регионы России. Это такие регионы, как Центральная Россия, Поволжье, Северо-Запад России, Север России, Юг России, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток. Предусматривается изучение их географического положения, природных особенностей, населения, хозяйства и истории развития.

(Приказ от 19.05.98 # 1236 “Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования”).

Общая комплексная географическая характеристика перечисленных выше крупных территорий возможна лишь на основе глубокой интеграции физико-географических и экономико-географических компонентов содержания, которая отражена в новых учебных программах и может быть успешно реализована в процессе изучения курса “География России”.

Традиционно изучение физико-географических и социально-экономических особенностей одной и той же территории происходит с почти годовым разрывом во времени. Вначале, в 8-м классе, изучаются природные особенности территории, а затем, уже в 9-м классе, рассматривают особенности населения и хозяйства этой же территории. Это сильно снижает эффективность обучения, не позволяет добиться у учащихся целостного восприятия всех географических особенностей изучаемых территорий и сформировать глубокое понимание сущности основных взаимосвязей в системе природа-человек-общество.

Комплексный подход к изучению курса географии своей страны в настоящее время отражен практически во всех новых программах по географии, подготовленных учеными ведущих научно-методических центров России (см. “Программы по географии. 6-11-е классы”. – М., Просвещение, 1998; “Программно-методические материалы по географии. 6-9-е классы”. – М., Дрофа, 1998). В одной из трех рекомендованных Минобразованием России школьных программ по географии наряду с новой комплексной программой курса дается и традиционный вариант программы. Этим обеспечивается преемственность между ранее действовавшими и новыми программами и подчеркивается эволюционность перехода к работе по новым программам.

Идея комплексного изучения курса “География России” заложена и в примерную программу по географии, подготовленную на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования (см. “Примерные программы основного общего образования”. – М., Дрофа, 1998).

На основе новых программ идет работа и по созданию новых учебников и картографических пособий, в содержание и методический аппарат которых закладывается основа для перехода к комплексно-страноведческому изучению географии своей страны.

Дополнен новым материалом и переиздан первый учебник по географии, предусматривающий реализацию комплексного подхода к изучению курса географии России (см. “География России. 8-9-е классы”, авт. А.В.Даринский и др. – С.-Пб., Свет, 1998). Ведется интенсивная работа по созданию параллельного учебника. В 1999 году издательством “Экопрос” будет издана первая часть нового страноведческого курса “География России”, авт. А.И.Алексеев и др., вторую часть единого учебника предполагается издать к 2000 – 2001 учебному году. Первая часть будет включать учебный материал по природе и населению, а вторая – по хозяйству и географическим районам России. Разрабатываются и готовятся к изданию новые настенные карты по всем крупным географическим регионам Российской Федерации.

У учителей географии уже есть некоторый опыт работы по реализации комплексного подхода к изучению курса “География России”. Это прежде всего у учителей географии г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где достаточно широко используется учебник под ред. А.В.Даринского и была организована экспериментальная проверка первого издания этого учебника. Постепенно переходят к комплексному изучению географии своей страны и учителя географии в других субъектах Российской Федерации. Следует рекомендовать отказаться от любого администрирования в решении этого вопроса. Решение об использовании новых программ и учебников должно быть принято только самим учителем.

При этом большое значение имеет своевременная и качественная подготовка учителей географии к работе по новым программам и учебникам. Уже на августовских совещаниях в 1999 году рекомендуется обсудить эту проблему. Целесообразно в 1999-2000 гг. во всех институтах повышения квалификации организовать и провести проблемные курсы по особенностям содержания и методике изучения курса “География России” в 8-9-х классах по новым программам и учебникам.

В настоящее время разрабатывается примерное тематическое планирование всего курса “География России”, которое поможет учителям географии и методистам в их работе по реализации комплексно-страноведческого подхода при изучении географии своей страны. Тематическое планирование будет издано и разослано во все субъекты Российской Федерации вместе с методическим письмом.

М.ЛЕОНТЬЕВА,

руководитель Департамента общего среднего образования

О развивающем обучении в процессе изучения географии

Проблема умственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании. Анализ процесса и результатов обучения учащихся географии свидетельствует, что в школах по-прежнему широко распространена традиционная система обучения, положительной стороной которой является строго заданная организационная четкость. С целью активизации учебного процесса в школах достаточно широко применяются модульное, проблемное обучение, лекционно-семинарская система, а также обучение на основе знаковых моделей (опорных конспектов).

Однако в рамках традиционной системы обучения учитель по-прежнему предпочитает сообщать готовые знания, нередко ориентирует учащихся на механическое запоминание (“Запишите и выучите…”, “Запомните…” и т.п.) и репродуктивное воспроизведение сообщенного им самим или изложенного в учебнике материала.

Отрицательной стороной традиционной системы обучения можно назвать то, что на уроке обеспечивается лишь первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, а его усвоение ими осуществляется при выполнении домашнего задания. Возникает ситуация, при которой ученик фактически “учится дома”, а приходит на урок лишь для того, чтобы отчитаться перед учителем о выполненной работе и получить новое домашнее задание. Деятельность учителя в этом случае сводится к двум основным функциям – сообщить новую порцию информации и на следующем уроке проверить ее усвоение, а ученику остается только роль пассивного объекта обучения. Процесс обучения школьников географии следует рассматривать как процесс формирования у них определенной системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы естественно-научных и социально-экономических знаний. Задача состоит в том, чтобы организовать процесс обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделать обучение развивающим.

Одной из особенностей системы развивающего обучения является признание ведущей роли теоретических знаний. Это предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его построения. Однако такое построение учебного предмета должно осуществляться с учетом возможностей усвоения его содержания учащимися конкретного возраста, т.е. с соблюдением принципа доступности в обучении.

Одной из центральных задач обновления содержания школьного курса географии является выделение системы теоретических понятий как центрального компонента содержания учебного предмета. Осуществление принципов развивающего обучения требует от учителя не столько преподнесения учащимся готовых знаний, сколько организации умственной деятельности детей, направленной на достижение новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач.

В изучении географии большая, чем в других предметах, роль отводится различным средствам наглядности – учебным рисункам, схемам, графикам и особенно географическим картам. В рамках традиционной системы обучения эти средства наглядности чаще служат лишь иллюстрацией к тексту учебника или учительскому рассказу и не поднимаются до роли собственно источника новых знаний об изучаемых объектах и явлениях, которую призваны выполнять в системе развивающего обучения.

Важной составляющей системы развивающего обучения является необходимость осознания учащимися процесса обучения. При этом учитель становится непосредственным организатором учебного процесса и руководит деятельностью своих учеников, которые становятся активными субъектами этого образовательного процесса.

Другим важным условием организации развивающего обучения в преподавании географии является обеспечение школы соответствующими учебниками. В отличие от традиционных новые учебники должны быть не столько носителями информации, сколько учебной книгой, организующей умственную деятельность учащихся. Учителя географии уже имеют опыт работы с учебником Сухова В.П. “Физическая география. 6-й класс”/ (М., Просвещение. 1995, 1998 гг.), написанным на основе теории учебной деятельности В.В.Давыдова. В настоящее время готовятся к изданию конкурсные учебники по географии для 6 и 7-го классов (авт. О.В.Крылова), написанные в соответствии с принципами развивающего обучения Л.В. Занкова.

Особенностью построения этих учебников является выделение новой для учебников географии структурной единицы, которая в отличие от традиционного параграфа представляет собой комплекс учебных материалов – информационных: текстовых и наглядных (карт, схем, учебных рисунков, графиков и т.п.) и операционно-деятельностных: географических задач разной дидактической направленности, разного уровня сложности, включая задания аналитического и синтетического характера, а также творческие задания на проектирование, моделирование, прогнозирование.

В учебниках выделены специальные уроки формирования практических, прежде всего картографических, умений учащихся – овладения учащимися обобщенными приемами определения географического положения объекта, описания объекта по географическим картам, уроки географического моделирования, прогнозирования. Специально разработанный иллюстративный аппарат реализует дидактический принцип использования средств наглядности как источников нового знания по географии. Достаточно хорошо разработаны и взаимосвязаны вопросы формирования общих учебных и специальных географических умений учащихся.

Представляется целесообразным в рамках подготовки к новому учебному году организовать специальные семинары и совещания по проблемам развивающего обучения, провести на базе региональных ИПК проблемные курсы по методике развивающего обучения в преподавании географии.

М.ЛЕОНТЬЕВА,

руководитель Департамента общего среднего образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте