Будущим первокурсникам при выборе вуза важно понимать, что какую бы специальность и учебное заведение они ни выбрали, им придется адаптироваться к новым условиям и преодолевать трудности. Какие практики в этом могут помочь, рассказала эксперт Российской академии образования.
О том, какие психологические и социальные практики помогают преодолевать сложности при обучении в высшем учебном заведении, рассказала академик РАО, доктор психологических наук Лариса Цветкова.
Как показывают исследования, выбор профессии и вуза в 30% ситуаций не является осознанным, он случаен: на него влияют советы родителей, друзей, расположение вуза, «модная специальность». Чтобы преодолеть возможные сложности первокурсников, стоит ответить на следующие вопросы: «Зачем я поступил в вуз?», «Что хочу получить от учебы и будущей профессии?», «Что для этого я должен сделать?», «Как организовать свою жизнь?». Осознание и формулирование цели помогает адаптироваться в вузе.
С какими сложностями сталкиваются первокурсники
Лариса Александровна отметила, что обучение в вузе – первый этап взрослой жизни. Все сталкиваются со сложностями, попадая в новый коллектив, знакомясь с однокурсниками и преподавателями. Некоторым кажется, что им недостаточно накопленного багажа. Но можно посмотреть на ситуацию иначе: «У меня нет багажа, но я могу однокурсникам показать свои лучшие стороны».
Кроме новых преподавателей, непривычной для первокурсников является и организация учебного процесса. Надо научиться конспектировать лекции. Современные технические средства искушают этого не делать. Однако ведение конспекта формирует другие важные качества, которые помогут в жизни: умения выделять главное и структурировать информацию.
Первокурсника ждет также другая организационная среда. Вуз большой, иногда его аудитории находятся в разных зданиях. Некоторым приходится жить в общежитиях, рядом нет родных и близких. Так что получение высшего образования связано с преодолением целого ряда сложностей. К ним следует подготовиться
Как подготовиться к обучению в вузе
Необходимо наладить новый режим учебы, отдыха, сна, питания, досуга, переключения с одного вида деятельности на другой. Используя ресурсы вуза, нужно узнать, какие студенческие объединения в нем есть (клубы, научные общества, волонтерское движение), как работает психологическая служба вуза, какие мероприятия проводятся и как в них принять участие. Стоит также познакомиться с новым городом и его возможностями.
Существуют практики, которые помогают адаптироваться в вузе. Важно физически поддерживать нормальную работу организма правильным питанием, сном, отдыхом и прогулками, физической активностью и спортом. Полезно освоить тайм-менеджмент (особенно в период сессий). Необходимо также выработать в себе внутреннюю уверенность, что вы справитесь со всеми сложностями.
Преодолению сложностей способствуют хобби, чтение книг по саморазвитию, художественной литературы, ведение дневника, практика медитаций, рефлексия своих эмоций, чувств и поступков. Помогают адаптироваться и социальные практики: общение с друзьями и преподавателями, навыки преодоления конфликтов, регуляция поступающей информации (иногда инфошум мешает сосредоточиться), участие в деятельности объединений и групп. Полностью ознакомиться с рекомендациями эксперта можно на странице РАО в социальной сети.
Комментарии