search
main
0

В поисках своих ответов

Термин «педагогический дизайн» известен в теории обучения с 80‑х годов. Работники ДТДиМ имени А.П.Гайдара рассматривают его как совокупность инструментов проектирования стратегии образовательных программ, ориентированных на результат и арсенал приемов образовательной деятельности, который педагог использует в нормах эффективной системы действий.

Суть применения педагогического дизайна заключается в возможности планировать образовательный процесс, обеспечивая для ребенка путь от осознания проблемы качества его образования к достижению результата, качество которого свидетельствует об успешном решении проблемы. Да, сегодня он не готов сделать то, что хочет, но обязательно сможет, сделает и будет уметь это делать.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования обладает рядом особенностей. Динамичность состава – постоянная смена коллективов, участников образовательного процесса, программ; условие ориентации на изменяющиеся интересы детей и их родителей, отсутствие жестких рамок федеральных государственных образовательных стандартов; участие в разработке и реализации программ специалистов самых разных профессиональных направленностей, зачастую обладающих колоссальным опытом творчества и достижений, – все это условия не только различий, но и сотрудничества, согласования подходов к смыслам, содержанию и технологиям образования.

Дополнительное образование ориентировано на интересы и на интересное не только для детей и их родителей, но и для педагогов. Это инициативное образование. Реализация в нашем учреждении норм педагогического дизайна и освоение этого методического арсенала – одно из проявлений дополнительного образования как образования на основе инициатив.

В сфере естественно-научной направленности особое значение имеет то, что педагогический дизайн методически строится и осуществляется в проектной логике. Он определяет нормы изучения среды. На первом этапе исследуются аудитория и ее запросы, условия постановки естественно-научной проблематики образовательных программ и возможности организации и осуществления детьми творческого поиска ответов на поставленные ими вопросы в области физики, химии, биологии, экологии, географии, астрономии… Для каждого из этих направлений нужно определяться с наличием и дефицитами информационных ресурсов, оборудования, технологий исследования, системы обоснований. Сделать это можно только на основе формирования образов желаемого результата в диалоге с детьми о том, какие исследовательские вопросы они ставят, как будут искать ответы, обосновывать их, представлять результаты работ.

Второй этап действий в нормах педагогического дизайна – построение структуры целей естественно-научного исследования или проекта, определение пути к результату, способов поиска и фиксации данных. Очень важно на этой стадии выбрать такие масштабы работ, такие подходы к целям, чтобы работы стали актуальными, новыми, но процессы исследований и проектов должны безупречно соответствовать нормам научного поиска в сфере естественных наук.

Если задачи второго этапа верно обозначены и выполняются в ходе реализации образовательной программы, то в соответствии с этим конструируется и то содержание образования, те знания и умения, которые осваивают дети. Это этап разработки в модели педагогического дизайна.

На следующем этапе решаются вопросы организации процессов, взаимодействия, практической коллективной деятельности по осуществлению наблюдений, экспериментов, лабораторных работ, описанию и представлению результатов.

Каждая из программ естественно-научной направленности предполагает свои задачи и свой арсенал норм реализации процессов в зависимости от уровней – ознакомительный, базовый, а также от состава и времени реализации программы, каждая из которых может состоять из разных модулей, быть краткой или долгосрочной. Важно, чтобы все модули и программы имели результат в виде таких работ детей, которые можно оценивать критериально.

Модель педагогического дизайна предполагает реализацию сложного состава действий. Для того чтобы подойти к этому, детям предлагается проверить, осознать устойчивость своих интересов. Это происходит во время и в форматах таких мероприятий, как «Сезоны в «Гайдаре», «Учебный день в «Гайдаре». Дети пробуют, знакомятся, ориентируются в поле предложений образовательных программ.

В «Гайдаре» для ребенка открыты возможности начать программу или модуль с любой точки (уровня) и развивать любую тему познания, но с обязательным условием выполнения пусть небольшой, но проектной работы.

Ирина АНИСИМОВА, Руслан КАБАЧЕНКО,
педагоги-организаторы Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте