Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Проблемы негородского образования обсудили в Карелии Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Общество

В поисках своих ответов

УГ - Москва, №04 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

Термин «педагогический дизайн» известен в теории обучения с 80‑х годов. Работники ДТДиМ имени А.П.Гайдара рассматривают его как совокупность инструментов проектирования стратегии образовательных программ, ориентированных на результат и арсенал приемов образовательной деятельности, который педагог использует в нормах эффективной системы действий.

Суть применения педагогического дизайна заключается в возможности планировать образовательный процесс, обеспечивая для ребенка путь от осознания проблемы качества его образования к достижению результата, качество которого свидетельствует об успешном решении проблемы. Да, сегодня он не готов сделать то, что хочет, но обязательно сможет, сделает и будет уметь это делать.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования обладает рядом особенностей. Динамичность состава – постоянная смена коллективов, участников образовательного процесса, программ; условие ориентации на изменяющиеся интересы детей и их родителей, отсутствие жестких рамок федеральных государственных образовательных стандартов; участие в разработке и реализации программ специалистов самых разных профессиональных направленностей, зачастую обладающих колоссальным опытом творчества и достижений, – все это условия не только различий, но и сотрудничества, согласования подходов к смыслам, содержанию и технологиям образования.

Дополнительное образование ориентировано на интересы и на интересное не только для детей и их родителей, но и для педагогов. Это инициативное образование. Реализация в нашем учреждении норм педагогического дизайна и освоение этого методического арсенала – одно из проявлений дополнительного образования как образования на основе инициатив.

В сфере естественно-научной направленности особое значение имеет то, что педагогический дизайн методически строится и осуществляется в проектной логике. Он определяет нормы изучения среды. На первом этапе исследуются аудитория и ее запросы, условия постановки естественно-научной проблематики образовательных программ и возможности организации и осуществления детьми творческого поиска ответов на поставленные ими вопросы в области физики, химии, биологии, экологии, географии, астрономии… Для каждого из этих направлений нужно определяться с наличием и дефицитами информационных ресурсов, оборудования, технологий исследования, системы обоснований. Сделать это можно только на основе формирования образов желаемого результата в диалоге с детьми о том, какие исследовательские вопросы они ставят, как будут искать ответы, обосновывать их, представлять результаты работ.

Второй этап действий в нормах педагогического дизайна – построение структуры целей естественно-научного исследования или проекта, определение пути к результату, способов поиска и фиксации данных. Очень важно на этой стадии выбрать такие масштабы работ, такие подходы к целям, чтобы работы стали актуальными, новыми, но процессы исследований и проектов должны безупречно соответствовать нормам научного поиска в сфере естественных наук.

Если задачи второго этапа верно обозначены и выполняются в ходе реализации образовательной программы, то в соответствии с этим конструируется и то содержание образования, те знания и умения, которые осваивают дети. Это этап разработки в модели педагогического дизайна.

На следующем этапе решаются вопросы организации процессов, взаимодействия, практической коллективной деятельности по осуществлению наблюдений, экспериментов, лабораторных работ, описанию и представлению результатов.

Каждая из программ естественно-научной направленности предполагает свои задачи и свой арсенал норм реализации процессов в зависимости от уровней – ознакомительный, базовый, а также от состава и времени реализации программы, каждая из которых может состоять из разных модулей, быть краткой или долгосрочной. Важно, чтобы все модули и программы имели результат в виде таких работ детей, которые можно оценивать критериально.

Модель педагогического дизайна предполагает реализацию сложного состава действий. Для того чтобы подойти к этому, детям предлагается проверить, осознать устойчивость своих интересов. Это происходит во время и в форматах таких мероприятий, как «Сезоны в «Гайдаре», «Учебный день в «Гайдаре». Дети пробуют, знакомятся, ориентируются в поле предложений образовательных программ.

В «Гайдаре» для ребенка открыты возможности начать программу или модуль с любой точки (уровня) и развивать любую тему познания, но с обязательным условием выполнения пусть небольшой, но проектной работы.

Ирина АНИСИМОВА, Руслан КАБАЧЕНКО,
педагоги-организаторы Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt