search
main
0

В поисках смысла. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в зоне творчества

Продолжение. Начало в №5-9.

Но что же написали мои десятиклассники? Все они, кроме одного человека, который сказал, что не согласен с автором: «Разве человек перестает быть талантливым, разве меркнет уважение к нему, раз он богат и его имя у всех на слуху?» – все умилялись башмачнику-виртуозу, у которого развалилась крыша и износились штаны. Вот только послушайте, что они писали, доказывали: «Вот математик Перельман, отказавшийся от миллиона долларов. Вот он самый бескорыстный талант». «Такой человек должен думать о пользе для людей, а не о собственной выгоде».«Талант – это способность отдать жизнь ради людей, пожертвовать ею». «Для того чтобы талант был истинный, должно быть желание быть человеком совершенно бескорыстным». «Если ради славы и денег, то это не талант». «Талант – это совершенное что-то не ради себя».И это писали ученики, которые хорошо знают вкус обеспеченной жизни с навороченными мобильными телефонами («Это не телефон, – сказала мне как-то мать одного ученика, – это статус»), компьютерами, плеерами, роликовыми коньками, дисками. А вы бы посмотрели, как они разодеты на выпускных вечерах. Нет, не все. Порой на выпускной вечер не приходят по этой причине. Но что все это значит в жизни, знают все.Через два года я предлагаю это же задание трем классам. В одном все полностью согласны с автором. Во втором возразили только двое. В третьем поспорила с автором текста половина класса (работу писали в одно и то же время). Но преобладало все то же: «Человек, имеющий талант, погибнет, если будет стремиться к личной выгоде, деньгам». «Талант должен идти с душой, с теплом, а не с целью что-то получить». «Талант не задумывается о наградах». «Мастерам своего дела не нужны лавры». «Талант не думает об оплате. Если ты умеешь что-то делать и делаешь с любовью, то вознаграждение и так будет».Какая девальвация русского слова! Какая инфляция ценностей! Подумайте и о том, что эти фальшивые банкноты входят в ту желанную сумму из 220 баллов за три предмета на экзаменах, к которой мы все стремимся, как к манне небесной.Но и у меня есть право сказать учениками своим все, что я по этому поводу думаю.Значит, когда вы получаете 100 баллов за ЕГЭ или побеждаете на олимпиаде, то вы, конечно, не талантливы: вы же это сделали только для себя, чтобы попасть в институт.На днях меня стригла в парикмахерской молодая девочка. По-моему, талантливый мастер, хотя на моей голове и трудно проявить талантливость. Я ее спросил, как она работает. Оказалось, каждый день с 9.00 до 21.00 и без выходных. Она приехала из провинции, ей нужно снимать в Москве жилье.Но почему тогда все музыканты стремятся к успеху на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского? Почему создатели фильмов мечтают о «Золотой пальмовой ветви» Канн, «Золотом льве» Венеции и американском «Оскаре»? Почему так почетна и престижна Нобелевская премия? Я уже не говорю о победах на Олимпийских играх и первенствах мира.Есть тут и другая сторона. Все, кто читал биографии Ахматовой, Цветаевой, Платонова, знают о страшной трагедии их бедности, безденежья. Вот сейчас вышел огромный том писем Платонова, гениального русского писателя. Читать эту книгу страшно. Но разве это нормально?Когда я читал лекции учителям в Улан-Удэ, я сказал, что хотел бы побывать на Байкале. Меня пригласил к себе в Усть-Баргузин учитель литературы Альберт Алексеевич Соболев. Прекрасный человек, отличный учитель, в его доме вся стена – книги. Потом он стал директором школы в Северобайкальске. Получил за БАМ орден. О нем писала «Учительская газета». До конца его жизни мы переписывались.Я прочту вам несколько выдержек из писем девяностых годов. Самые резкие выражения я опускаю.«У сына небольшая радость: выдали зарплату за прошлый учебный год и четыре месяца нынешнего. Но недолга была радость. За январь и февраль ни гроша. В лучшем случае дадут отпускные. Приближается весна. Еще одна весна баз всяких надежд на лучшее».«Я раз в неделю, иногда два, ухожу в лес. Мало-помалу с Божьей помощью промышляю. В течение уже десяти лет охота для меня спасительный круг для утопающего. Но пока жив, надо действовать. Работы сейчас меньше, в свободное время читаю, и пока сын с женой и старшим внуком в школе, вожусь с младшим: у двух учителей с высшим образованием нет денег, чтобы отдать ребенка в детсад. В таком положении сейчас многие. Кажется, что будет еще хуже».«Многие учителя сейчас крайне мало читают. Более того, не имеют возможности читать, в результате безденежья почти ничего не выписывают. Униженный до предела учитель вряд ли сможет сделать в школе что-то значительное».«Мы живем по-старому. «И жить хорошо, и жизнь хороша»: учителям задерживают зарплату уже полгода, пенсии задерживают три месяца».Сегодня жизнь у российского учителя другая. Но у многих трудная.К тому же я обратил внимание на то, что, когда вы писали сочинения на мои темы, то, за редчайшим исключением, писали искренне, честно, волнующе. Но как только перед вами ложится листок мониторинга со словами «вариант такой-то», сразу же он начинает пахнуть сертификатом, баллами, и вы начинаете думать о том, что НУЖНО ПИСАТЬ.И вы должны понять меня: читать ваши сочинения мне было больно. Я хорошо знаю уровень ваших голов и в какой-то мере сердец. Я читал ваши вдумчивые сочинения и могу сказать, что эта работа написана намного ниже ваших возможностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте