Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В поисках смысла,. или Философия: инструкция к применению

Учительская газета, №07 от 13 февраля 2018. Читать номер
Автор:

Бытует мнение: любой интеллигентный человек считает, что знание философии полезно, а ее изучение в университетах необходимо. Аргументом «за» обычно выступают некие догматические установки вроде «философия учит мыслить, тренирует ум, расширяет кругозор, формирует мировоззрение». Тот же, кто считает философское знание ненужным, кто выступает против изучения философии в вузах, рискует прослыть примитивом, не желающим видеть дальше собственного носа. Но так ли это? Нужна ли философия человеку практичному?

Полезно ли человеку быть терпимым к инакомыслию, принимать в расчет чужое мнение? Да, причем полезно в любые времена, а в наше сложное агрессивное время, в нашей политически неоднородной, многонациональной, поликонфессиональной и мультикультурной стране полезно многократно. А знание философии способствует воспитанию терпимости, как никакое другое.Поясню. Мировая философия (прошу не путать с советским диаматом!) во всей своей полноте широка и разнообразна. В ней уживаются сотни философских учений, существенно различающихся видением действительности. Подобное сосуществование возможно благодаря «принципу философского примирения» – все философские теории истинны, если они внутренне непротиворечивы. Понимание же того, что взгляды на любой предмет могут быть очень разными, даже противоположными, делает философское мышление не только широким, но и мягким, на деле принимающим факт того, что истина относительна, что по-своему правыми могут быть и другие люди, что существует множество правд.Философски мыслящий человек мягок, терпим, толерантен, и это позволяет ему ладить не только с окружающими, но и с самим собой, быть спокойным, доброжелательным.А разве не полезно иметь добрые семейные отношения, правильно организованный быт? Читайте великих философов, читайте Конфуция, Платона, Эпикура, того же Канта, и вы узнаете, как сделать вашу жизнь долгой и счастливой. Будьте умеренными, желайте малого, соблюдайте ежедневные ритуалы, будьте аккуратными, не злословьте, не имейте плохих мыслей, уважайте окружающих, и качество вашей жизни существенно повысится. И одно дело – когда об этом говорю я, а другое дело – когда вы узнаете эти нехитрые, казалось бы, рецепты от мудрецов, мастеров слова и кумиров мысли. А разве не полезно правильно воспитывать и учить детей? Почитайте Локка, он создал прекрасную и последовательную систему воспитания. От него вы узнаете, что настоящее воспитание должно включать в себя интеллектуальное, нравственное и физическое, что необходимо объяснять практическую пользу любого, даже самого сложного, знания, что следует учить детей трудовым навыкам, чтобы они могли полностью себя обслуживать, – вот, оказывается, какими должны быть джентльмены!А разве не полезно, будучи даже человеком, далеким от науки, знать, что говорит современное естествознание об устройстве Вселенной, о микромире, о пространстве, о времени? Физика стремительно идет вперед, и ее результаты давно отличаются от того, что написано в учебниках и в энциклопедиях. Но сами физики редко находят время для того, чтобы популяризировать только что открытое, а без этого их труды мало кому под силу понять. А вот философия науки берет на себя этот тяжелейший труд – разбирается в новейших результатах естествознания и интерпретирует их для неспециалистов. И именно благодаря ее усилиям всякий может узнать, что такое теория струн и фракталы, и не верить бредовым псевдонаучным телепередачам и продавцам чудотворных нанокремов.Знающий философию терпим, мягок, покоен более, чем не знающий ее, имеет представление о собственной персоне и о мире, знает, как вести себя в сложных ситуациях, понимает, как быть здоровым, как сделать приятной свою повседневность, и просто много знает, и это приносит ему значительные личные пользы. Но есть и несомненные общественные пользы, следующие из знания философии. Я не буду говорить о нравственности, я не буду говорить о ценностях, хотя для любого социального устройства нет ничего практичнее осознающей себя нравственности и осмысленной системы ценностей. Я буду говорить о более конкретных общественных пользах – об умении понимать характер и причины социальных процессов и о возможности правильно управлять последними.Хорошо известно, что в ХХ веке социум радикально изменился и заметно убыстрил свою динамику, множество общественных катаклизмов, революций, кризисов, катастроф сотрясают его все чаще и чаще. За подобными событиями нередко усматривают чей-то злой умысел, вражескую волю, заграничные заговоры. Однако современная наука утверждает: любые революции и кризисы в сложных системах – это не инспирированные извне беды, а необходимые, нередко даже полезные метаморфозы собственного развития. Философия же применяет эти результаты к социальным системам и позволяет адекватно оценить те или иные их изменения.Возьмем распад Советского Союза, как часто всем нам приходилось слышать о врагах, уничтоживших великое государство. Но с точки зрения современной социальной философии это событие было необходимым качественным скачком, закономерным этапом развития системы, тем, что сегодня называют бифуркацией. СССР не развалили, он даже не развалился, а превратился в Россию – сам и в силу своей природы. Подобное видение происходящего позволяет извлечь уроки из исторических процессов, вместо того чтобы искать виновных или бряцать оружием.Или взять экономические и политические кризисы, нередко и они рассматриваются как следствие чьих-то просчетов или даже происков. Но ведь и кризис – явление внутреннее, связанное со сложной динамикой самой системы и с необходимой ломкой ее прежней структуры. Кризис всегда дает новые возможности; это акт становления, приносящий скорее пользу, чем вред. Кризисов нельзя избежать, но к ним, зная их закономерность, можно подготовиться и использовать их во благо.Философия не только позволяет понять законы развития социальных систем, но и предлагает принципы управления ими. Так, чрезвычайно важным является представление об оптимальном развитии, сформулированное современной философией на основании результатов естествознания. Оптимум – наилучшее из возможных состояний, самое эффективное и здоровое, при котором достигается баланс между внутренними параметрами системы и внешними условиями. Снова пример, на этот раз из отечественного образования. Сегодня у многих не вызывает сомнения, что Болонская система, возможно, и весьма эффективная для Европы, на ниве отечественного образования дает явные сбои. Человека, знакомого с современной философией, это не удивляет, здесь налицо недостижение оптимума, поскольку внутренние параметры Болонской системы не соответствуют внешним российским социальным реалиям. Нельзя просто так взять нечто, пусть и превосходное, и произвольно поместить его в совершенно иные внешние условия. Оно может потерять свои положительные качества, стать нездоровым и неэффективным – парижанину несладко придется в якутской тайге.Или вспомним про жесткий бюрократический контроль со стороны Минобрнауки над вузами и школами. Знающему современную философию очевидно, что наиболее эффективными, здоровыми для любой развивающейся системы являются процессы самоорганизации. А это значит, что хорошо работать вузы и школы могут только в режиме самоуправления, когда роль контролирующих органов минимальна. Слишком жесткий внешний контроль препятствует здоровому развитию, губит систему. Исторических примеров, это подтверждающих, более чем достаточно. В том же Советском Союзе именно такой контроль и привел к стагнации экономической и политической системы. Требование минимизации внешнего контроля касается любых государственных сфер, вообще всякого бизнеса, и это чрезвычайно полезно знать нашим управленцам.Итак, знание философии приносит вполне реальные пользы, как личные, так и общественные, философия может быть очень практичной. Другой вопрос: насколько полезно и практично нынешнее ее преподавание? К сожалению, университетские курсы философии сегодня совсем не ориентированы на практичное и полезное философское знание: в них слишком много формального, догматичного, схематичного, неживого, по сути, в стране все еще преподается советский диамат, изобилующий скучнейшими и отталкивающими от изучения философии количествами-качествами, атрибутами-субстанциями, логиками-диалектиками. Ну как понять нынешнему восемнадцатилетнему архаизмы Спинозы и Гегеля, зачем ему знать про трансцендентального субъекта и феноменологическую редукцию? Пусть все это изучают те, кто собирается специализироваться в философии. Всем прочим нужна философия практичная – живая, остроумная, интересная, дающая ответы на важнейшие вопросы, рано или поздно встающие перед каждым человеком. Ведь философия как раз и говорит о том, как жить разумно, хорошо и красиво. И именно такую философию следует преподавать, чтобы ее практические пользы были очевидны.​Вера АФАНАСЬЕВА, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор философского факультета Саратовского государственного университета


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту