Петербург-Петроград-Ленинград с его историей, замечательными людьми, выдающимися архитекторами, ансамблями, историческими памятниками, сокровищами дворцов, разнообразием выставок, известными театрами и концертными залами, город в единстве всех его творений дает огромные возможности для нравственного, патриотического и эстетического воспитания детей.
Красота дворцов и набережных – основа гордости за свой город, за свое Отечество, величайшая сила, без которой невозможно воспитание человека, гражданина, петербуржца.
Наш город нуждается в заботе и возрождении, и помочь ему может нынешнее подрастающее поколение. Долг каждого преподавателя – приобщить юных петербуржцев к возрождению культурных ценностей и традиций, восстановлению памятников истории и культуры.
Знакомство с историей и культурой города необходимо начать с изучения того района, где живут ученики (в нашем случае – Красногвардейского). Эта часть города имеет богатейшую историю.
На Охте издавна селились люди. На территории этого района были построены крепости Ландскрона и Ниеншанц. Здесь существовал торговый город Ниен. Петр I строил в этом районе пороховые чкоалы. Охтинские плотники были знамениты своими изделиями до начала XX века. В XIX веке в районе строились дачи. До наших дней сохранились старинные церкви.
Необходимо дать детям не только факты по истории района, но и выяснить, что они знают о нем из других источников. Главная цель обучения – подготовить среднее звено школьных экскурсоводов. Как правило, гидов не хватает для работы с огромной массой школьников города.
Разработанная нами программа способствует развитию кругозора в области архитектуры, вырабатывает стремление к познанию, создает базу для последующего профессионального образования учащихся.
Мы практикуем сочетание индивидуального подхода, индивидуальных форм деятельности ребят и разнообразных форм коллективных творческих дел: проведение экскурсий, лекций, викторин и т.д. Ученики самостоятельно выбирают задания, маршруты, формы проведения экскурсии и т. д.
Основой практического курса являются пешеходные экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам.
При составлении экскурсий перед учениками ставится конкретная задача:
1. В полном объеме использовать лекционный материал и библиографию.
2. Знать хронологическую последовательность истории России.
3. Знать названия, назначение основных зданий по маршруту.
Завершается образование трехэтапным экзаменом, который включает защиту текста, проверку знаний по маршруту, защиту экскурсии.
Курс рассчитан на гимназические 7-е классы, изучающие краеведение третий год.
Основа учебного процесса – чередование учебных экскурсий и творческих занятий.
Комментарии