Накануне первого сентября Рособразование обнародовало печальную статистику: половина выпускников педвузов так и не доходит до школы. А ведь никакая модернизация и никакие даже самые лучшие министерские задумки не получатся, если их некому будет решать. Причем школе нужны не слабаки, а сильные творческие педагоги, а это, в свою очередь, зависит от того, кто поступает в педвузы страны. Особенностью поступлений этого года, как отмечают специалисты, был высокий виртуальный конкурс – из-за того, что абитуриенты могли подавать документы сразу в несколько вузов. Многие студенты просили зачислить их в педвуз лишь тогда, когда они не попадали в более престижные университеты. Так что на некоторые бюджетные отделения был даже недобор. В особой немилости оказалась химия, зато на факультеты философии, иностранного языка, психологии и информатики конкурс доходил до 5-6 человек на место. Кроме того, опросы поступивших ребят показали – многих привлекает лишь получение высшего образования, ведь несмотря ни на что педуниверситеты дают фундаментальное гуманитарное образование.
Омский государственный педагогический университет дает шанс стать студентом любому. Попытать счастья мог бы даже двоечник, если бы такая оценка стояла у него в аттестате зрелости.
Работает ОмГПУ по 100-балльной системе, поэтому, получив за вступительный экзамен хоть что-то, кроме нуля, ребята имеют возможность «отыграться» на следующем. Причем документы можно подать хоть сразу на все 13 факультетов и 39 специальностей. И это правильно, считает Виктор Дробышев, ответственный секретарь приемной комиссии. Учитывая разную степень школьной подготовки, абитуриенты оказываются в относительно равных условиях. Кто сказал, что в педагогическом должны учиться одни отличники? Троечники подают больше надежд – тяга к знаниям у них обычно выше, амбиций меньше, зато работоспособности больше. А медалисты огорчают. Откуда только берутся? Еще лет десять назад во всем Омске можно было по пальцам пересчитать «золотых» и «серебряных» выпускников. Нынче только в ОмГПУ ежегодно поступает по триста человек – по мнению членов приемной комиссии, школы просто делают себе имидж. Высокое звание оправдывают немногие. В прошлом году, например, вступительные выдержали 50 медалистов, нынче – только 36. Целевиков тоже стало меньше – 184 человека, хотя и ненамного – всего на шесть человек. Но это как раз не огорчает – уровень знаний направленцев традиционно ниже: только 10-11 процентов из них набирают проходной балл общего конкурса. Получается замкнутый круг – районы присылают «плохих» выпускников, которые становятся слабыми специалистами. Именно такие, как правило, и возвращаются назад, готовя очередных «плохих» выпускников.
– Можно целевые направления сделать не именными, – предлагает Виктор Васильевич. – Предоставлять их грамотным ребятам, которым просто не повезло на вступительных. С непременным условием – отработать. Договора с ними пускай уже хозяйства заключают. Ведь из нынешних целевиков возвращаются в родные места немногие. Что греха таить, и про эти родные места многие целевики только слышали, когда добывали направление. А надо бы наоборот – чтобы села «покупали» себе отличников: дома строили для них, другие льготы предусматривали. Тогда бы на село поехали действительно хорошие специалисты.
Набор нынче сократился – 750 человек вместо обычных 770. Большинство нынешних абитуриентов появились на свет как раз «из демографической ямы». Причем на количестве желающих стать студентами это почти не сказывается. 10 тысяч заявлений от 4 тысяч молодых людей рассматривает приемная комиссия ОмГПУ ежегодно. Коллегам из других педвузов Сибири не приходится проделывать такой объем работы. Девушки и парни едут из городов России, из приграничного Казахстана, даже из дальнего зарубежья. Даже европейцы предпочитают учить русский язык на инязе, считающемся сильнейшим в регионе. Особой популярностью факультет пользуется среди жителей КНР – с недавних пор здесь изучают «китайскую грамоту». Но самый высокий конкурс в этом году на «связи с общественностью» – за каждое место боролись по 60 претендентов. Немногим меньше конкурс на философию. Всегда пользуется успехом среди абитуриентов и истфак – в ОмГПУ собраны сильнейшие историки Сибири, включая ректора вуза Константина Чуркина. А вот точные и естественные науки молодежь пугают. И если среди физиков конкурс составляет 4 заявления на место, то среди биологов – в два раза меньше. Правда, есть в этом и рациональное зерно. Абитуриенты, выбирающие точные науки, обычно точно знают, чего хотят. Любимый же вопрос большинства поступающих – этакий философский: «А кем же я буду, когда закончу университет?». Отчетливо понимают, что выбрали педагогическую деятельность, лишь в конце первого курса. Но к чести студентов надо сказать, что примерно 50 процентов из них лелеют желание сеять разумное, доброе, вечное почти до самого выпуска. Правда, жизнь заставляет менять планы. По данным кадрового агентства ОмГПУ «Золотой фонд», работать в учебные заведения отправляются 23-25 процентов выпускников.
Комментарии