Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали и дают своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование.
На протяжении более 250‑летней истории кадет воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и в культуре, науке, общественной жизни. История кадет в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются основы гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству.
Мало кто знает, что особую роль в развитии кадетства в России сыграли женщины. Термин «кадет» стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны. 29 июня 1731 года ею был подписан указ о создании Шляхетского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Тем самым закладывались основы двойного назначения корпусов: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников.
Известно также, что императрица Екатерина Алексеевна, чуткая, умная, образованная женщина, приехав в Россию еще в юные годы, нашла нужным заняться перевоспитанием дворянского крепостнического мышления. Это она и начала делать со своего подшефного кадетского корпуса, составив кадетский устав, о котором сказано, что «устав сей является как бы учебником педагогики и по своей гуманности может служить образцом воспитания и поныне». За несколько лет до кончины императрица, подводя итог своих тридцатилетних трудов по созданию «новой породы людей», воспитанных по ее уставу бывших кадет корпуса, видела, что они занимали «почти половину важнейших мест в государстве. Одни – начальствуя в армии, другие – заседая в совете императрицы, в Сенате, в коллегиях, управляли наместничествами, председательствовали в важных комиссиях». Императрица дала определение своему корпусу – «рассадник великих людей России».
В современной России XXI века резко возросла общественная востребованность учреждений кадетского образования, так как они способны дать своим воспитанникам качественное среднее общее образование, уберечь детей от соблазнов улицы и сформировать навыки патриотизма, коллективизма, дружбы и честности. В системе столичного образования одной из форм получения обучающимися кадетского образования являются кадетские классы в общеобразовательных организациях. В структуре многопрофильного комплекса они являются одним из видов профильного обучения.
Сегодня невозможно представить школьное образование без женщины. Особая роль женщины-учителя в современной школе неоспорима! И кадетский класс не является исключением.
Школа №947 в 2018 году вступила в проект «Кадетский класс в московской школе», и произошло это благодаря администрации и педагогам школы (кстати, женщинам), которые проявили высокий профессионализм, волевые качества и пришли к запланированному результату. Был открыт 7‑й кадетский класс государственной дипломатической службы, основной целью деятельности которого являлось интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданской и военной службе.
Спустя 4 года в школе функционируют 5 кадетских и 10 прокадетских классов. С каждым годом происходит увеличение численности ребят, желающих стать кадетами. И мы этому искренне рады. Среди педагогических сотрудников, работающих в кадетских классах, много мужчин, но большинство составляют женщины! Это и учителя общеобразовательных предметов, и педагоги дополнительного образования, и педагоги-психологи, и социальные педагоги, и педагоги-организаторы. Специфика работы с кадетами накладывает свой отпечаток на организацию взаимодействия с ними. И наши женщины всегда на высоте. Они профессионалы своего дела, специалисты высокого уровня, тонкие эстеты, от природы мудрые, грамотные советчики, располагающие к себе, демонстрирующие своим примером искусство уважительного общения друг с другом, сохранения исторической памяти, прививающие любовь к Отечеству.
Природой так устроено, что женщина – хранительница очага, она жена и мать, ее назначение – заботиться и думать о счастье тех, кто рядом, о радости настоящего дня. Исторически сложилось, что мужчины воюют, строят, мыслят в государственных масштабах, а женщины отдают свои тепло и любовь тем, кто нуждается в их заботе, своим родным и близким. Современная образованная женщина многое дает своим детям. А если женщина – учитель, то служение во благо своих воспитанников, полная самоотдача возводят вокруг нее ореол святости, жертвенности и огромной любви к своим ученикам, профессии, Родине.
Елизавета НАБОЙЧЕНКО,
учитель русского языка и литературы школы №947
Комментарии