Систему образования ждут кардинальные изменения – вступят в силу новые ФГОСы, появятся новые уроки и новые традиции.
1 сентября 2022 года сделает жизнь учителей, учеников и родителей другой. В этот день вступают в силу поправки в закон «Об образовании в РФ», предусматривающие ряд нововведений. Изменения коснутся не только образовательного процесса – сама жизнь в школе обещает стать иной. Сетевое издание «Учительская газета» разделило поправки на несколько групп: новые правила федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), модернизация исторического просвещения, развитие патриотического воспитания и ряд других.
Как начнется День знаний?
День знаний в 2022 году начнется с поднятия государственного флага РФ и исполнения государственного гимна нашей страны. Так будет начинаться каждая неделя. Инициативу, напомним, поддержал Владимир Путин. По его словам, поднятие флага и исполнение гимна – это правильно и востребовано. Но нужно, чтобы это делалось достойно. В Минпросвещения РФ разработали стандарт церемонии. Для ее проведения будет создана знаменная группа, состоящая из знаменосца и ассистентов. Новация вызвала бурную дискуссию в обществе. Аналитический центр университета «Синергия» провел опрос, где россияне отвечали, как они относятся к идее поднимать флаг и исполнять гимн в школах. По данным материалов, 67% респондентов поддержали инициативу. Нейтральное отношение у 15% россиян. Против оказались 18% опрошенных.
Обновление ФГОС
Одно из самых главных изменений: с 1 сентября в школах акцент будет делаться на практическое применение знаний. Уже в младших классах дети начнут изучать финансовую грамотность. Если родители захотят и напишут соответствующее заявление, в расписание уроков ребенка включат второй иностранный язык. По некоторым дисциплинам вводятся базовый и углубленный уровни обучения. В образовательных стандартах обновлены предметные результаты по технологии, математике и информатике.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что ФГОС обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. Добавим, что рабочие программы, разработанные по новым ФГОС, смогли протестировать более 90 тыс. учителей во всех регионах.
Сразу же после того, как стали известны детали будущих изменений, началось их обсуждение. Продолжаются они и сейчас. Так, на Августовских педагогических чтениях, которые начнутся 15 августа в Севастополе, этому будет уделено много внимания.
ВПР и другие
В наступающем учебном году всероссийские проверочные работы (ВПР) в обязательном порядке будут писать ученики 7 и 8 классов. Для каждой школы комплекты заданий выберут случайным образом. Это должно исключить списывание школьниками, живущими в Центральной России, у своих сверстников с Дальнего Востока.
А уже в следующем году нужно готовиться к новым ВПР. Причина проста: обновленный федеральный государственный стандарт основного общего образования содержит параметры для базового и углубленного уровня. Следовательно, вскоре будут поэтапно введены ВПР по программам углубленного изучения предметов. Ассоциация учителей математики совместно с образовательным центром «Сириус» готовит демоверсии ВПР по углубленному курсу математики для 7 и 8 классов. А на съезде учителей физики будут обсуждаться ВПР по программам углубленного изучения физики.
Школьники, которые не сдали ОГЭ, с нового учебного года могут либо остаться на второй год в 9-м классе, либо готовиться к переэкзаменовке самостоятельно. При втором варианте потребуется согласие родителей, а в исключительных случаях – заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Задания ОГЭ пока не планируют менять, но обещают усилить работу по предупреждению фактов мошенничества во время аттестации.
Изменится расписание уроков
Расписание уроков с 1 сентября будет выглядеть по-другому – в нем появятся новые предметы, в том числе не имеющие прямого отношения к освоению школьной программы, но связанные с воспитанием личности. Так или иначе изменения в расписании продиктованы новыми ФГОСами, где особое внимание уделено истории. И это – отдельная тема.
История появится уже в 1 классе. В Министерстве просвещения РФ уверены, что это поможет сохранить историческую память. Для преподавания предмета учителя должны использовать все возможности образовательной программы. Историческая компонента в начальной школе будет усилена на уроках «Окружающий мир» и «Основы религии и светской этики».
Истории будет больше и в 10–11 классах, в которых вводится курс «Россия – моя история». Планируется, что на этих занятиях старшеклассники, а также студенты колледжей и техникумов еще раз пройдут программу по истории страны, повторят значимые события и узнают об их влиянии на становление российского государства. Почему еще раз? Потому что сейчас, согласно старым образовательным стандартам, основную часть материала по новейшей истории России ученики проходят в 9 классе. Впрочем, дополнительных часов на курс «Россия – моя история» выделять не планируется. Предполагается, что он станет частью блока «Россия в мире».
С этой же целью – сохранения исторической памяти – с 1 сентября в школах появятся киноуроки, на которых ученики будут смотреть и обсуждать художественные и документальные фильмы. В России действует большой проект «Киноуроки», снято 42 фильма для детей разного возраста – для начальной, средней и старшей школы. К каждой ленте создается методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел. В методичке расставлены все необходимые акценты при формировании восприятия школьниками вводимого на киноуроке понятия или обсуждаемого качества личности. Какие это понятия и качества? Отзывчивость, патриотизм, мужество, радость за другого, верность идеалам, бескорыстие, честь и честность и многие другие.
Самому важному – час
Связанными с киноуроками кажутся и «Разговоры о важном». Такой формат классных часов, посвященных ценностям российского общества, вводится с 5 сентября. Сообщалось, что новые классные часы статут неотъемлемой частью программы воспитания в школах и могут проводиться в разных форматах в зависимости от возраста учеников. Среди возможных форм – дискуссии по итогам просмотренного фильма, квиз, общение с экспертом по теме определенного классного часа.
«Разговоры о важном» уже начали сравнивать с политинформацией, которая проводилась в школах в прежние годы. Однако председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 Константин Тхостов подчеркнул: это не политинформация, а диалоги с детьми на темы, которые их интересуют, обсуждение актуальных вопросов, возникающих в обществе и вокруг школьников. «Лучше всего, чтобы на эти вопросы отвечали те, кто находится рядом с ребятами большую часть светового времени – учителя», – отметил Константин Тхостов.
Кроме истории, ученики начальной школы теперь будут посещать уроки по искусственному интеллекту. Они начнутся в 3 классе, а закончатся в 11-м. Однако такие уроки введут не во всех российских школах – в пилотном проекте участвуют около трети школьников в 70 регионах.
Предметов больше, учебников – меньше
Федеральный перечень учебников скорректировали. Из него исключили 900 пособий, включили новые, соответствующие новым стандартам, в том числе учебники для учеников с ОВЗ, а также по национальным языкам народов России – алтайскому, адыгейскому, татарскому, чувашскому. Эксперты по-разному относятся к сокращению федерального перечня. Например, Алексей Федоров, доктор филологических наук, главный редактор издательства «Русское слово», учитель литературы школы №1516 (Москва), считает, что с качеством образования это никак не связано. Евгений Ямбург, академик РАО, заслуженный учитель России, директор школы №109 (Москва), оппонирует: решение о сокращении перечня отрицательно повлияет на качество образования. Другие учителя говорят, что качество образования больше зависит от компетентности учителя, а учебник играет далеко не основную роль, он только в помощь.
Учебники по новым ФГОС скоро поступят в школы.
Темы для итогового сочинения соберут в закрытом банке
С 1 сентября принципиально изменится подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Создадут закрытый банк с темами, который будет комплектоваться на основе тем прошлых лет. Перед началом учебного года обещают опубликовать названия разделов и подразделов и комментарии к ним. Также будет опубликован образец комплекта тем итогового сочинения. Изменение принципа работы, по словам ректора Литературного института им. А.М. Горького, Алексея Варламова, позволит уйти от шаблонных сочинений и будет стимулировать учеников самостоятельно писать творческие работы на любую тему.
Добавим также, что комментарии к разделам банка и образец комплекта тем итогового сочинения на грядущий учебный год будут размещены на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Банк будет поделен на три раздела – «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». Сейчас банк тем содержит около полутора тысяч позиций.
Продленка возвращается
В феврале 2022 года спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин в своем Телеграм-канале провел опрос о стандартах работы групп продленного дня в школах и спросил у своих подписчиков: нужно ли отразить эти стандарты в соответствующем законе. Тогда большинство ответили: да, это сделать необходимо.
В июле 2022 года закон о едином подходе к организации работы продленок в школах был принят. При этом школе предоставили право самостоятельно принимать решение об открытии группы продленного дня с учетом мнения родителей. Суть единого подхода к работе продленок заключается в том, что теперь во всех группах должны не только присматривать за школьниками, но и организовывать физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия, готовить домашнее задание и другое.
Длительность каникул и домашнее задание в первом классе
Самые маленькие каникулы должны теперь длиться не менее семи дней. Так прописано в новой редакции СанПиН. С 1 сентября учитель, который работает в первом классе, обязан внимательнее планировать объем домашнего задания. По правилам ребенок должен потратить на его выполнение всего один час. В других классах в этом отношении ничего не изменилось: во 2–3 классах на домашнюю работу ученик может тратить полтора часа, в 4–5 классах – два, на тридцать минут больше – учащийся 6–8 классов, начиная с 9 класса – 3,5 часа.
Вкусно, полезно, горячо
Президент Владимир Путин поручил поэтапно обеспечить до 1 сентября 2023 года горячем питанием учеников всех образовательных учреждений России. На конец учебного года более 7,5 млн детей почти в 40 тыс. школ его получали. Новшество в том, что с 1 сентября горячим питанием должны быть обеспечены все младшеклассники. Чтобы добиться стопроцентного охвата, в 2022 году правительство РФ направило в регионы более 63,2 млрд рублей.
Хорошо бы поменять отношение к учителю,исключить вопиющие случаи оскорбления и неуважения к учителю Внести это в закон об образовании