Качество образования – многоаспектное понятие, и одним из аспектов можно назвать школьную инфраструктуру. Ее созданию, осмыслению как ресурса для развития школы была посвящена региональная научно-практическая конференция «Формирование нового образовательного пространства: школьная инфраструктура XXI века», собравшая порядка 200 участников. Организаторами конференции выступили Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО), Комитет образования Выборга, Ассоциация новых школ Ленинградской области, гимназия и гимназия №11 Выборга.
Открывая конференцию, директор лицея №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга Ольга Ткачева пояснила, что мероприятие проходит в рамках проекта «Вектор качества образования», а выбранная для его проведения площадка не случайна: несколько школ Выборгского района являются призерами Всероссийского конкурса «Вектор качества образования». Например, гимназия №11 вошла в число лауреатов в 2023 году.
По словам Ольги Ткачевой, к школьной инфраструктуре относится все, что прямо или косвенно способствует реализации образовательной программы как в части организации учебного процесса, так и в части достижения образовательных результатов. У каждой школы свое образовательное пространство, и оно играет немалую роль в формировании многих качеств у ребенка. Поэтому его созданию, переформатированию уделяется особое внимание. К примеру, в лицее №410 появился коворкинг, в котором открылась медиастудия, где проходят различные дискуссионные встречи. На базе коворкинга также реализуется проект «Разговор с директором», который способствует более тесному взаимодействию с родителями. Еще одно необычное пространство в лицее – «Антиучительская», здесь находится зимний сад, где можно выпить кофе и, записав любую свою идею, оставить ее на «просушке». В открытой гостиной каждый может продемонстрировать свои творческие умения, а в STA-студии педагоги могут провести уроки, отличные от кабинетных. Такое новое образовательное пространство, конечно, делает процесс образования более качественным.
В ходе экспертной дискуссии, которая состоялась в рамках конференции, специалисты задавались вопросами: что включает в себя понятие «школьная инфраструктура», как она может способствовать достижению образовательных результатов. Как заметила директор Аннинской школы Ломоносовского района Екатерина Пучкова, школьная инфраструктура – это не только архитектурные решения, но и условия, а также атмосфера, царящая в школе. Школа, по сути, является моделью социально-общественной жизни, в которой есть различные пространства. Сегодняшние реалии позволяют конструировать, изменять их, и это нравится детям, поскольку они принимают непосредственное участие в реформации инфраструктуры.
По мнению проректора по научно-методической деятельности ЛОИРО Владимира Кучурина, формируя школьную инфраструктуру, нужно придерживаться нескольких принципов. Прежде всего принципа естественности, когда освещение, температура, удобство дают ученику возможность сфокусироваться на учебной деятельности. Данные одного исследования даже свидетельствуют о том, что если дети из окна кабинета видят деревья, то это улучшает их учебные результаты. Также важен принцип индивидуализации, когда разные дети могут найти место, где им будет комфортно, где они могут уединиться. Еще один принцип – стимуляции – предлагает учитывать цвета при покраске школьных стен и выстраивать сложные пространства, потому что цвет отражается на эмоциональном состоянии, а сложность пространства дает представление о том, что мир не плоский, а многогранный.
В школе, как считает эксперт, необходимо находить баланс между солидарностью и конкуренцией. Для сильных и не очень сильных учеников должны быть такие пространства, где каждый мог бы чувствовать себя комфортно. Это мотивирует на активное участие в образовательном процессе, а также делает слабых учеников лояльными к школе. Таким образом, созданные условия должны превращаться в возможности для каждого без исключения.
Как может измениться пространство школы и отражается ли это на учебных результатах и вообще на школьной жизни, можно было узнать на секционных площадках. Одна из них так и называлась: «Реновация школы: новые возможности для улучшения образовательных результатов». Здесь своим опытом делились руководители образовательных организаций, которые были включены в программу реновации школ. В частности, о бугровском центре образования №3 Всеволожского района рассказывал директор Алексей Граков, об Аннинской школе Ломоносовского района – директор Екатерина Пучкова, о Новогореловской школе Ломоносовского района – директор Елена Захарова, о Ропшинской школе Ломоносовского района – Светлана Разносчикова, о школе №5 города Тихвина – директор Татьяна Галушкина.
В бугровском центре образования №3, например, из актового зала сделали зал-трансформер, где при желании можно не только проводить балы и конференции, но и имитировать автогородок для малышей, чтобы те изучали правила дорожного движения.
В кабинетах технологии проводятся мастер-классы по кухне народов мира, и это позволяет включать в школьную жизнь родителей. Еще одна «фишка» бугровского центра образования №3 – просторные коридоры, насыщенные различными интерактивностями. Что-то из размещенной здесь информации обязательно заинтересует ребенка или взрослого.
В Новогореловской школе, помимо того что наполнили несколько рекреаций музейными экспозициями, каждому классу дали задание создать клуб «чего-нибудь». И дети создали. Например, есть клуб любителей кубика Рубика, клуб любителей советских мультфильмов, клуб любителей кино и т. д. При этом придумать клуб – лишь отправная точка, дальше следуют его презентация, приглашения на заседания, мероприятия и т. д. Клубная история, по словам Елены Захаровой, увлекла не только детей, но и педагогов и родителей.
На стенах Аннинской школы открыли свою «Аллею звезд». Этим проектом охвачены все классы, и буквально каждый ребенок независимо от учебных успехов может заслужить «минуту славы» за свои творческие, спортивные, организаторские достижения.
Как говорит директор Аннинской школы Екатерина Пучкова, любое предложение, любая идея, связанные с инфраструктурным решением, сначала проговариваются управленческой командой, куда, к слову, входят социальный педагог, педагог-организатор, председатели методобъединений, то есть самые активные педагоги, которые многое делают для развития школы. Затем идея выносится на обсуждение в общешкольный родительский комитет. Несколько готовых решений, которые уже прошли обсуждение с педагогами и родителями, предлагается рассмотреть на совете обучающихся.
– Ребята обсуждают это в классах, и важно, что, несмотря на то что идеи предложены нами, дети имеют возможность выбора, – рассказывает Екатерина Пучкова. – Мы запускаем выбранные проекты, и надо видеть, как этим гордятся дети, потому что понимают, что их слушают и слышат.
– Екатерина Юрьевна, понятно, что эти инфраструктурные инициативы во благо ребенка, а как это отражается на педагогах?
– Безусловно, чем активнее дети, тем больше радуется классный руководитель, потому что сейчас увлечь ребят чем-то достаточно сложно. Когда же инициатива идет от ребят или предложена взрослыми, но созвучна их желаниям, то и педагоги готовы включиться и воплощать ее, это лучше, чем на аркане тащить в какую-то формальную активность. Все наши проекты нацелены на то, чтобы расшевелить детей, чтобы создать такую ситуацию, когда они могут что-то придумать, реализовать и увидеть результат. Это мотивирует и учит их проявлять инициативу в дальнейшем.
Кроме того, когда мы говорим про творческое мышление детей, то мы говорим и про творческое мышление педагогов. Они тоже стремятся осваивать новое пространство, у них начинает работать механизм обдумывания: «Как я могу использовать это в своей деятельности, могу ли выйти за рамки класса?» И тут же идет реакция родителей: «А можно ли нам поучаствовать?» И если это делают одни, то другие приходят посмотреть и в свою очередь заразиться. Жизнь в школе бурлит, кипит, а значит, мы снижаем уровень родительского напряжения и повышаем уровень родительского доверия, а это всегда работает на благо как ребенка, так и учителя.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Ленинградская область. Фото автора
Комментарии