В гимназии имени Пушкина состоялась традиционная панихида, которую ежегодно служат священники соседнего храма, и торжественное возложение цветов к бюсту поэта. Все присутствовавшие почтили поэта минутой молчания. Гимназисты всех классов в этот день готовят свои мероприятия, посвященные трагическому событию: это и конкурсы эссе, и тематические конференции, и литературно-музыкальные композиции, и конкурсы рисунков к любимым произведениям Пушкина.
Например, два года назад девятиклассники рассказывали лицеистам историю жизни и трагической гибели Пушкина стихами поэтов века ХХ: Александра Блока, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Давида Самойлова, Булата Окуджавы, Беллы Ахмадуллиной, Леонида Филатова, Александра Городницкого. Мысль о том, что Пушкин живет не только в нашей памяти, но и в творчестве своих преемников, что его дух навсегда растворен в русской культуре, не требовала доказательств, – была явлена со всей очевидностью.В нынешнем году главной стала тема любви в творчестве Пушкина. Каждый из трех девятых классов подготовил композицию об одной из трех муз поэта: графине Воронцовой, Анне Керн и Наталье Гончаровой. Лицеисты проникновенно и искренне читали стихи и письма своих героев, на глазах перевоплощаясь в молодых дворян начала 19 века.
Учителя русского языка и литературы признаются, что источником вдохновения для осуществления совместных творческих проектов является не только любовь к поэзии, но и ежедневное общение с лицеистами, творческими, инициативными, с энтузиазмом откликающимися на все новое: «Готовить мероприятие с такими детьми – праздник. Наши ребята эрудированные и ответственные. Они и талантливые артисты, и благодарные зрители».
Казалось бы, зачем будущим «технарям»: радиофизикам, кибернетикам и программистам – уделять столь большое внимание прошлому русской культуры, поэзии, истории? К чему физикам лирика? – такой вопрос я задала одной из литераторов Ольге Анатольевне Горшковой.
– Я вам отвечу строками из стихотворения Александра Городницкого:
Непросто все в подлунном этом мире.
В нем мало знать, что дважды два – четыре,
В нем спутаны коварство и любовь.
Немного проку в вырванной цитате, –
Внимательно поэта прочитайте
И, жизнь прожив, перечитайте вновь.
Мы готовим наших детей к непростой жизни, учим человечности, чуткости, внимательному и вдумчивому отношению к окружающим людям и тому, что происходит. Без поэзии здесь не обойтись.
Нижний Новгород
Фото автора
Комментарии