search
main
0

В нас живет дух авантюризма. Евгений САФОНОВ, начальник Департамента образования Сахалинской области

«Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода» – помнится, пелось в одной старой доброй песне. Да, погода и природа во многом и определяют отношение людей к этой области, со всех сторон окруженной водой и находящейся на самом-самом Дальнем Востоке. Впрочем, человек уже давно отвоевал право создавать вокруг себя ту среду, которую он считает нужной. Например, образовательную.

– Евгений Александрович, каждый субъект Федерации по-своему интересен. Чем, по-вашему, уникальна Сахалинская область?

– Наверное, прежде всего тем, что она расположена на 59 островах, то есть мы географически обособлены. Из-за этого сообщение не только с соседними регионами, но и даже внутри самой области весьма затруднено. В определенной степени территория в целом и образовательная система в частности довольно автономны. Но несмотря на это, мы стремимся участвовать во всех начинаниях центра, в федеральных программах и экспериментах. В этом нам помогает определенный дух авантюризма – разумеется, в хорошем смысле слова. Ведь подавляющее большинство здешних жителей – это мигранты, которые когда-то приехали сюда – кто по собственной воле, а кто и по принуждению. Люди Сахалинской области более восприимчивы к новшествам и изменениям, они легче относятся ко всему новому.

– Вы не чувствуете себя изолированными от Большой земли?

– Нет, такого ощущения у нас не возникает. Наши руководители всех уровней стараются как можно чаще посещать не только Москву, но и другие регионы, чтобы постоянно быть в курсе самых последних событий и видеть, как живут и работают их коллеги. Например, мы очень часто бываем в Самарской области и достаточно многое позаимствовали из опыта этой продвинутой во всех отношениях территории. В настоящий момент перед Департаментом образования губернатором нашей области поставлена задача решения проблем детей-сирот. И мы строим свою работу, во многом опираясь на достижения самарских педагогов и руководителей.

– Вопрос, который можете трактовать как в прямой, так и в переносной форме: кто вам все-таки ближе – Москва, Хабаровск, Самара, Япония, Корея или Китай?

– Что касается вопросов руководства, то с точки зрения чиновника Москва нам, конечно же, ближе всех других городов и стран. Относительно практического опыта работы можно смело сказать, что мы стараемся использовать все те программы, которые были успешно апробированы в других регионах. Плотно работаем с Иркутской, Челябинской и другими областями, налаживаем связи с Хабаровским краем. Насчет сотрудничества с иностранными соседями, то тут все не так однозначно. С Китаем, например, у нас тесных контактов нет. Зато с Кореей налажены вполне деловые отношения – у нас есть учебные заведения, в которых углубленно изучается корейский язык и работают корейские специалисты. Достаточно отрегулированы отношения с Японией – по договоренности между губернаторами островов Сахалин и Хоккайдо мы регулярно проводим конкурсы японского языка. То есть работаем на взаимовыгодных условиях.

– Какие проблемы, на ваш взгляд, в области являются наиболее серьезными?

– Чтобы выполнить задачи, обозначенные в Концепции модернизации российского образования, необходимо решить две проблемы. Во-первых, увеличить заработную плату педагогическим работникам всех уровней и прежде всего учителям школ. Ведь в отличие от преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, вузов, у которых могут быть дополнительные внебюджетные источники финансирования, школьные педагоги могут надеяться лишь на средства бюджета. Во-вторых, улучшить состояние материально-технической базы системы образования, поскольку за последние 30 лет она практически не обновлялась. Морально и физически устарели сами здания, не говоря уже о системах отопления, канализации, освещения, водоснабжения, о партах, стульях и так далее. Должен заметить, что администрация Сахалинской области понимает всю важность этих проблем и старается решать их, не дожидаясь помощи от федерального центра. У нас работают такие программы, как «Компьютеризация школ», «Школьный автобус», «Безопасность образовательных учреждений» и другие. За счет областных средств мы приобретаем учебники, спортинвентарь и так далее. Тем не менее без солидных экономических вливаний из госбюджета не обойтись.

– А каково состояние профобразования?

– Мы уже закончили передачу всех профессиональных училищ и лицеев из федеральной собственности в ведение области и сейчас проводим реструктуризацию сети НПО. У нас есть договоренность, что все высвободившиеся вследствие этого процесса средства будут направлены на совершенствование материально-технической базы профессионального образования. Для нашей области это очень актуальный вопрос – нам есть с чем сравнивать, потому что мы воочию видим, каков уровень специалистов необходим для работы на шельфовых месторождениях.

Если же говорить о высшем образовании, то по гуманитарному направлению у нас ведется достаточно качественная подготовка специалистов, которые востребованы в области. У нас существует проблема нехватки инженерных кадров, потому что своего базового и мощного высшего учебного заведения, которое готовило бы их, у нас нет. Но мы выходим из положения, привлекая на территорию области вузы Хабаровского края и Приморья.

– Реструктуризируются ли учреждения дополнительного образования?

– В соответствии с Законом РФ «Об образовании» учреждения дополнительного образования, впрочем, как и начального профессионального, находятся в ведении субъектов Федерации и местных властей. Зарплата работников, например, лежит на области, а учредителями являются местные власти. Получается, что вся система этим законодательством разорвана. Поэтому возникает масса вопросов по назначению руководителей образовательных учреждений, обеспечению их литературой, по командированию, функционированию методической службы и так далее. И не всегда руководство области находит взаимопонимание с муниципальным руководством. Сейчас мы заканчиваем реорганизацию областных учреждений дополнительного образования, объединив их в один центр, задачей которого будет координация деятельности муниципальных учреждений данного вида. Кроме того, мы, изучив опыт других территорий, решили пойти по другому пути. Летом подписано постановление Правительства России, определившее участие нашей области в эксперименте по созданию образовательных округов. За счет этого мы попытаемся выстроить механизм и выработать новые подходы по управлению системой образования нашего островного края.

Думаю, закономерным результатом эксперимента будет внесение предложений по изменению существующего законодательства в сфере образования. Помимо нас, кстати, в данном федеральном эксперименте участвуют еще 5 регионов. В рамках образовательных округов логично выстраивается и система дополнительного образования. То есть мы будем соучредителями этих заведений и соучастниками всех процессов, проходящих в них. Пока же законодательством это запрещено.

– Вы упомянули об областной программе компьютеризации области. Это независимо от федеральной?

– Да, безусловно. У нас сейчас на 1 компьютер приходится 36 учащихся. Но этот процесс нельзя останавливать, поскольку смена поколений техники происходит очень быстро, и те машины, характеристиками которых мы гордились несколько лет назад, сегодня не способны работать с современными программами. Зачастую техника работает только для того, чтобы обучить элементарным навыкам и не более того. Нам же интересно, чтобы все компьютеры были вовлечены непосредственно в учебный процесс. Для этого, конечно, нужны подготовленные специалисты, и в этом направлении активно работает Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Сегодня более половины всех наших компьютеров имеют доступ в интернет. Подключить остальные в ближайшее время – наша основная задача. И она нашла отражение в Программе развития образования Сахалинской области до 2010 года, проект которой мы подготовили.

– Эта техника помогает сохранить единое образовательное пространство на всех 59 островах?

– Конечно. Но у нас большинство населения проживает на Сахалине. В трех других районах, на Курильских, Северокурильских и Южнокурильских островах в общей сложности расположено 8 школ. С ними, к сожалению, трудно связаться даже по телефону. А добраться можно только по морю и по воздуху. Так что сделать эти учебные заведения полноправными членами нашего образовательного пространства пока что можно лишь с помощью интернета. Но это во многом зависит от качества связи и технического обеспечения школ, что, как я уже говорил, само по себе является проблемой.

– Расскажите, как реализуется концепция модернизации на территории вашего региона?

– Введению полноценного профильного обучения мешают географические особенности расположения островов. Например, если в других областях образовательными ресурсами одного района могут активно пользоваться ученики и педагоги других районов, то у нас это весьма затруднительно. Сам остров вытянут, к тому же дороги слабо развиты. Поэтому если в школах какой-то профиль хорошо развит, то приходится довольствоваться только им. Далеко не везде мы можем предоставить учащимся на выбор хотя бы два разных профиля. Нет возможности создать материально-техническую базу для этого и обеспечить кадрами. Тем не менее мы провели коллегию по этому вопросу, отработали нормативную и правовую базу и намерены в этом году провести апробацию предпрофильного обучения. А с 2006 – 2007 года рассчитываем ввести несколько профилей.

В ЕГЭ мы участвуем третий год. И последний экзамен показал, что наши специалисты уже достаточно грамотно освоили методологию и технологию его проведения. У нас очень мало рекламации, и тот нездоровый ажиотаж, который был вокруг этого испытания первое время, прошел. Дети, учителя и родители уже психологически настроились на эту форму контроля знаний. К сожалению, Курильские острова опять выпадают из экзамена из-за своей отдаленности и труднодоступности. Мы здесь никак не можем уложиться в те сроки, которые нам устанавливают для проведения ЕГЭ.

Английский язык в начальной школе мы уже вводим. Но здесь очень остро стоит проблема преподавателей. Ведь люди, свободно владеющие английским языком, сейчас востребованы не только у нас, но и на предприятиях шельфового проекта, однако там им могут предложить гораздо более высокую зарплату. А специалисты, которых готовит наш университет, предпочитают уйти в коммерческие фирмы, а не в школы. Выход, наверное, в целевом финансировании и обязательной отработке выпускников вузов по специальности.

– А целевики у вас сейчас есть?

– Да, у нас есть cтуденты, которых мы обучаем по контракту, но здесь пока еще очень много юридических нестыковок. Существующая законодательная база несовершенна, она не позволяет четко прописать ответственность за неисполнение договора. И нередко выпускники расторгают договор или предпочитают выплатить неустойку, чем отрабатывать в школе несколько лет.

– А кто вообще готовит кадры для нужд области?

– У нас есть университет, созданный на базе учительского (позже – педагогического) института, помимо этого – два педколледжа. Интересно, что большинство выпускников этих учебных заведений – в основном местные жители – остаются работать по специальности. На уровне области принят закон, согласно которому молодой специалист, приходя в школу, получает зарплату на два разряда выше, чем установлено ЕТС. Есть программа строительства жилья для педагогов. Но опять же нет никаких гарантий, что молодой специалист, которому мы дали квартиру, не уйдет на следующий год на другую работу.

– Есть ли интерес у зарубежных соседей вкладывать средства в образование области?

– Думаю, да. Ведь сейчас сферу образования рассматривают не только как социальную. В определенном роде это бизнес и политика. И центры подготовки специалистов для шельфовых проектов, как правило, создаются на деньги иностранных компаний. Да, мы выступаем за сотрудничество, но нам, конечно, гораздо интереснее сначала поднять наши собственные школы, училища и вузы, а уж потом строить новые, призванные решать чьи-то коммерческие задачи. Нам самим нужно создавать такую базу и привлекать такие кадры, чтобы качество нашего образования соответствовало мировым стандартам.

– Евгений Александрович, что для этого необходимо сделать на федеральном уровне?

– Дать достойную заработную плату. Себестоимость жизни на Дальнем Востоке вообще очень высока. И несмотря на существующие региональные надбавки, люди все-таки уезжают. Значит, необходимо задуматься о размере этих надбавок. Что греха таить, в свое время многие ведь приехали сюда именно для того, чтобы заработать. Сейчас этот стимул отсутствует, а проблемы не просто остались – количество их возросло.

Южно-Сахалинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте