В этом декабре все мы, как никогда, ждем Нового года с надеждой на чудо, отсчитывая не то что дни, часы до окончания 2020‑го, принесшего столько испытаний и бед. Надеемся на спасительную вакцину, на стабилизацию экономики, на наши внутренние силы и, конечно, на Господа Бога.
Сегодня особенно важно не чувствовать себя одиноким, несмотря на карантин и самоизоляцию, на маски, перчатки и социальную дистанцию. Единственное спасение в общении, ощущении, что рядом с тобой друзья, единомышленники, близкие и родные люди.
Заметила, сегодня все мы стали больше читать, вернулись к давно забытой классике – Толстому, Чехову, Достоевскому, Бунину, Куприну… Помните библейское: «В начале было Слово». Слово способно и сейчас поддерживать, вдохновлять, врачевать. Изменились слог и стиль нашего письма, другим стал способ общения, но суть осталась прежней: слово – то, что делает нас людьми, что объединяет и помогает остаться бессмертными, даже когда смерть дышит в затылок.
Особая миссия в это время испытаний у наших учителей. Вместе с врачами они оказались, по сути, на передовой борьбы, причем не только с коронавирусом, но и с людскими предрассудками, с многочисленными фейками, с неверием, апатией и нежеланием оставаться людьми. На дистанте ведь педагогам приходится работать не только с детьми, но и с их родителями, бабушками, дедушками, папами и мамами. Как когда-то в конце ХIХ века, учителя снова пошли в народ, окунулись в самую гущу жизни. Каждый урок для многих превратился в открытый, когда зачастую приходится больше работать со взрослыми, чем с самими ребятами. Да и рабочий день окончательно потерял временные рамки – теперь звонки, сообщения, письма в разные мессенджеры идут учителям круглосуточно… И они со всем этим справляются, несмотря на колоссальные перегрузки. Учат, советуют, успокаивают, подбадривают. Наблюдала за работой своей подруги, учительницы английского языка из Новопеределкинской гимназии. Она вела в Zoom онлайн-репетицию, готовясь к постановке пьесы Шекспира. Ощущение было такое, что она на сцене вместе со своими юными актерами, столько энергии, эмоций вкладывала в каждое слово, подкрепляя его жестами, которые, к сожалению, были не видны детям.
«Конечно, дистанционно работать тяжело, – откровенно признается подруга, – сил тратишь больше, а отдача меньше, но это лучше, чем если бы уроков не было совсем. Главное, что мы общаемся, видим, слышим и говорим друг с другом… Причем важно, чтобы проводились не только уроки, но и дополнительные занятия, школьный театр на английском, на мой взгляд, замечательная мотивация к изучению иностранного языка».
Пожалуй, такой настрой свойственен очень многим нашим педагогам, они не ноют, не жалуются, а просто работают, пытаются делать свое дело максимально хорошо, какими бы сложными ни были условия работы.
Наша задача, журналистов «Учительской газеты», – не дать педагогам почувствовать себя одинокими, стать связующим звеном между разными школами, районами, городами и регионами. Сейчас, во время пандемии, это особенно важно. Начиная с марта 2020 года тема дистанционного обучения, особенностей работы в онлайне стала главенствующей в нашей газете. Мы публиковали материалы известных педагогов, психологов, директоров школ, чиновников. Своим видением дистанционного обучения делились и рядовые учителя, и родители, все то огромное количество людей, так или иначе задействованных в новом формате учебы.
Будьте здоровы и счастливы, и самое важное – оставайтесь оптимистами во что бы то ни стало. С Новым, 2021 годом вас!
Светлана РУДЕНКО, редактор отдела образования и воспитания «Учительской газеты»
Комментарии