search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

В музее каждый шаг – эпоха

Не просто изучать, но проживать и погружаться

Музей – это храм искусства и хранилище памяти. Музей Победы – еще и свидетельство мужества, героизма, стойкости советского народа в страшные годы Великой Отечественной войны. Неудивительно, что многим не терпится приоткрыть завесу тайны, узнать изнутри, чем живет и дышит это важное учреждение культуры! Елена Сергеевна СЛЕСАРЕНКО, руководитель Детского центра Музея Победы, в эксклюзивном интервью для «Учительской газеты» помогла осуществить эту мечту и провела настоящую виртуальную экскурсию.

 

– Елена Сергеевна, как вы видите развитие школьных музеев России? В чем уже удалось добиться успеха, а в чем есть еще проблемы?

– Развитие школьных музеев Российской Федерации для образовательной, просветительской, воспитательной работы с молодым поколением является сегодня поистине неисчерпаемым ресурсом. Ведь взаимодействие с музеем не просто расширяет знания школьников по истории, но и существенно дополняет школьное образование. Особенно это актуально в сфере недавно принятых поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Нельзя недооценивать роль и возможности школьных музеев, которые при надлежащей структуризации деятельности могут стать важным фактором формирования исторической памяти, осознания неразрывной связи эпох и поколений. Весь этот сложный культурно-исторический и психологический процесс происходит в ходе работы ребят в школьном музее. Ее цель – стать необходимым звеном воспитательной деятельности в школе, привить ребятам вкус к научно-исследовательской и проектной деятельности, обучить работе с архивными документами, формированию экспозиции, дизайна и оформления.

Сегодня примером эффективно развивающей программы в рамках всей территории нашей страны является Всероссийская программа «Школьный музей Победы», нацеленная на совершенствование подходов к развитию патриотического воспитания, поиск новых эффективных форм работы с обучающимися в рамках урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования. Но главной особенностью программы является то, что все это происходит через новый тип интеграции и кооперации в рамках сетевого взаимодействия и сотрудничества школьных музеев России.

«Школьный музей Победы» – долгосрочная программа формирования воспитывающей среды образовательных организаций в Российской Федерации. Участие в ней позволяет школьным музеям со всей России обмениваться опытом в создании экспозиций, находить новых партнеров, проводить патриотические мероприятия всероссийского уровня.

Школьный музей Победы

 

Музей Победы впервые в России собирает на одной площадке экспозиции лучших школьных музеев. В уникальном пространстве музея школьники не только знакомятся с подлинными предметами, свидетельствами очевидцев, произведениями искусства, но и благодаря новейшим технологиям и мультидисциплинарному подходу получают максимально полное представление о Великой Отечественной войне, погружаются в события тех лет.

Кроме того, благодаря специальному порталу schoolvictorymuseum.ru, ставшему единым информационным пространством, музеи из регионов могут рассказать всей стране о своей работе, воспользоваться методологической помощью и консультациями специалистов. Хочу особо отметить, что Музеем Победы создан календарь новых возможностей, который активно интегрируется нашими партнерами в программы воспитательной работы образовательных организаций. Благодаря программе активно распространяются лучшие практики музейной педагогики и популяризируется музейное дело, повышается статус школьных музеев и внедряется новый формат их сотрудничества, открываются новые школьные музейные пространства и активно развиваются существующие. В результате реализации наших инициатив у школьных музеев, в том числе в самых отдаленных и труднодоступных уголках нашей страны, появится больше возможностей для использования современных технологий работы, а информация об их деятельности станет более доступной.

Школьный музей становится лабораторией для создания разно­образных творческих проектов, местом поисковой активности. В музее ребята учатся работать с артефактами, осмысливать историю войны, включать локальные события в общий контекст истории, занимаются углубленной исследовательской деятельностью, получают навыки волонтерской и поисковой работы.

Задачи по обогащению музейной экспозиции, очевидно, потребуют ее переформатирования, создания целостной информационной и технологической платформы, объединенной общей идеей и соответствующим дизайнерским решением пространства. Целью всей этой работы становится формирование той самой воспитывающей среды, которая работает сама, без подсказок и комментариев педагога или экскурсовода, погружает человека в историческое пространство, побуждая сопереживать своим героическим предкам, помогает установить неразрывную связь между прошлым и настоящим.

Нами выработаны новые подходы к организации школьного музея. Интеграция в пространство образовательного учреждения позволяет наиболее эффективно обеспечивать доступность информации для всех учащихся, создание единой информационной среды, участие музея внутри и вне образовательного процесса, средовой эффект. Организация пространства школьного музея сегодня требует реализации мер по сохранению целостности экспозиционно-выставочной платформы, таких как обеспечение связи общей идеи и концепции музея с визуализацией, художественными и дизайнерскими решениями пространств.

– Что в настоящее время требуется от музейного педагога? Каким он должен быть сейчас?

– Успешная работа школьного музея в значительной степени зависит от влюбленного в свое дело педагога, способного организовать и увлечь своих подопечных, достучаться до их сердец, умеющего так выстроить работу, чтобы она была не просто познавательна, но и интересна, способствовала выработке креативного мышления, использовала соревновательные элементы.

Учителя должны уметь вести практические занятия и мастер-классы по организации экспозиций школьных музеев и разработке эффективной проектной деятельности в рамках школьного музея.

– Проводятся ли вашим музеем совместные мероприятия с ветеранскими организациями? Как ребята воспринимают такие встречи?

– Наш музей не только бережно хранит уникальные раритеты, связанные с подвигом советского народа в годы войны, но и ведет просветительскую и образовательную деятельность, объединяет ветеранские, патриотические общественные организации и волонтерские движения, чтобы совместными усилиями защищать историческую память о героическом прошлом нашего государства.

Площадку «Школьный музей Победы» за два года существования посетили более 15000 школьников Москвы, более 1000 педагогов продемонстрировали лучшие практики работы с современными школьниками.

– XXI век характеризуется небывалым развитием новых технологий, социальных сетей. Чем помогает такое развитие школьным музеям? И в чем сложности? Насколько успешно применяются инновационные технологии в деятельности школьных музеев?

– Сегодня Музей Победы создал уникальную площадку, оснащенную современными технологиями, где мы наглядно показываем, как может выглядеть современный школьный музей, какие форматы работы доступны абсолютно любому школьному учреждению культуры, как социальные сети можно использовать в работе.

– Что главное в настоящий момент в музейной педагогике? Каким образом в ней можно применять цифровые технологии и традиционные методы работы? Чем и как ребятам помогает визуализация образов, событий Великой Отечественной войны?

– Музейная педагогика в наши дни переживает новый этап развития. Современная молодежь существует в огромном потоке информации, которая далеко не всегда достоверна, притом что наиболее важный для молодого поколения элемент этого информационного воздействия – аудиовизуальная составляющая. Ключевой здесь является проблема выбора, и мы должны помочь ученикам сделать этот выбор.

Героика Великой Отечественной войны – это тот надежный тыл, который может обеспечить успешное движение в завтрашний день.

На примере новой экспозиции «Подвиг народа» мы можем увидеть, как применяются новые цифровые технологии и традиционные методы работы. Масштабному проекту Музея Победы нет аналогов в отечественной музейной практике. Концепция экспозиции построена на сочетании уникальных экспонатов, спецэффектов и декораций, воссозданных с потрясающей достоверностью. Такое сочетание позволит вам не только узнать исторические факты, но и эмоционально почувствовать события времен великих испытаний для нашей страны.

В экспозиции «Подвиг народа», например, присутствуют сцены происходивших исторических событий. Мы стараемся погрузить посетителей в исторические реалии. При этом все сделано так, чтобы даже малыши не испытывали чувства страха. Наша задача не травмировать психику ребенка, а рассказать ему, насколько страшно было таким же мальчишкам и девчонкам в то время, через что им пришлось пройти, чтобы мы сегодня могли жить в мире. Все группы идут с экскурсоводом.

Эффект погружения достигается современными аудио- и визуальными решениями.

– Приведите, пожалуйста, примеры успешного интерактивного урока или онлайн-теста, разработанного методистами вашего музея.

– Ярким примером является образовательно-исторический квест «Подвиг народа» для школьников Москвы. Это новый совместный проект правительства Москвы и Музея Победы. На более чем 3000 квадратных метров раскинулась история о том, как ковалась Победа в тылу. Проект создан с высочайшей исторической достоверностью благодаря месяцам работы с огромным количеством материала. В основу сюжетных линий квеста легли фото- и видеоархивы, архивные документы, мемуары, воспоминания, книги, учебные материалы, биографии и многое другое.

Каждое из 14 тематических пространств оформлено с высокой степенью детализации. Большая часть декораций – оригиналы. Реже – воссозданные по чертежам того времени артефакты. Реквизит для наполнения диорам собирали там, где разворачивались баталии в суровые военные годы. При прохождении квеста школьники окажутся в полусожженной деревне, в школе, переоборудованной под эвакогоспиталь, на поляне воинской части, где давали концерты фронтовые бригады, в ленинградской библиотеке, увидят своими глазами шурф из истории о «Молодой гвардии» и даже спасенный Краковский мост.

Квест длится 60‑90 минут, в течение которых ребята выполняют задания, используя декорации и локации экспозиции и собственные знания об истории войны. По окончании мероприятия каждый участник получает сертификат о прохождении квеста «Подвиг народа» и значок, а победители в каждой группе – сертификат на семейное посещение Музея Победы на 2 взрослых и 2 детей.

– Расскажите, пожалуйста, немного подробнее о проекте «История одной фотографии». Какой должна быть журналистика при освещении событий Великой Отечественной войны? Чему музейные педагоги и журналисты старших поколений могут (и должны) научить ребят?

Программа «Школьный музей Победы» расширила свою географию, и участники активно разрабатывают не только межрегиональные, но и международные проекты, такие как «История одной фронтовой фотографии» – это новый формат совместной дистанционной российско-белорусской работы школьных музеев, позволяющей представить глазами современных школьников события времен Великой Отечественной войны, отраженные на фронтовых фотографиях, хранящихся в школьных музеях или в домашних архивах. Детский центр Музея Победы выступил информационным партнером проекта, поскольку очень важно сохранять историческую память поколений. Участвуя в проекте, школьники получают возможность представить, как за масштабными историческими событиями стоял ежедневный подвиг тех, кто приближал Победу, понять, какой ценой она досталась.

Мы проводим с подростками в школьном музее очень серьезную работу, соединяя использование современных технологий и работу с историческими артефактами в рамках проекта «Интерактивное музейно-образовательное пространство школьных музеев города Москвы».

Юным журналистам в период экспозиции их школьного музея специалисты Музея Победы рассказывают о том, как правильно выбирать видео­оборудование, работать со звуком и светом, составлять сценарий. Кроме того, ребятам дают советы по риторике, актерскому и ораторскому искусству. По итогам двухдневных занятий участники интенсива снимают видеоролики под руководством специалистов Музея Победы про свой школьный музей, который они с гордостью представляют всей стране.

Если говорить о том, какой должна быть журналистика при освещении событий Великой Отечественной войны, то ответ очень простой – честной! Правда помогает учащимся осознать причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. При этом роль музейной педагогики также выходит на первый план. Социализация личности детей проходит через привлечение к работе школьных музеев. Очень важно уделить время и внимание воспитанию у современного школьника чувства гордости за свою страну, народных героев, героев своей семьи.

Сегодня мы можем наблюдать, как музейная педагогика объединяет города, регионы и страны, воспитывает уважение к старшему поколению через заботу и внимание к ветеранам. И в помощь музейным педагогам выступают журналисты старших поколений, которые своим личным примером, большим профессиональным и жизненным опытом дают ребятам возможность четко сформировать свою личную гражданскую позицию, основанную на чувстве национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и ответственности за будущее страны.

– Насколько глубоко школьники погружены в проекты «Лица Победы» или «Уроки Нюрнберга»? Что необходимо делать, чтобы ужасы войны не повторились?

– «Лица Победы» – это мультимедийный проект, запущенный Музеем Победы в декабре 2019 года. В его рамках формируется самый полный цифровой банк данных о судьбах военного поколения. Уникальность проекта в том, что он призван сохранить память обо всех советских людях, внесших вклад в Великую Победу: о тех, кто воевал на фронте и кто трудился в тылу, боролся в партизанских отрядах, в подполье, сопротивлялся оккупантам. Никогда ранее подобные базы данных не предполагали столь полного и всестороннего охвата.

Проект открыл возможность каждому увековечить память о вкладе своих родственников и земляков в Победу и передать материалы о них на вечное хранение в Музей Победы. Участник проекта может прийти в музей и показать своим детям и внукам истории и фотографии их предков на большом экране в зале мультимедийной экспозиции «Лица Победы».

Присоединиться к проекту можно через сайт проекта Лицапобеды.рф, по почте либо при личном посещении музея. Наши участники программы «Школьный музей Победы» активно представляли свой опыт не только на Международно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга», но и в рамках Международного форума «Хабаровский процесс». На примере экспозиций школьных музеев, созданных в оккупированных регионах нашей страны во время Великой Отечественной войны, педагоги и старшеклассники успешно поделились опытом работы с таким материалом.

– С сентября 2021 года функционирует Академия Музея Победы. Поделитесь, пожалуйста, ее первыми успехами. Что сейчас больше всего волнует педагогов, если мы говорим о такой теме, как Великая Отечественная война?

– Разработанные специалистами Музея Победы технологии работы с современными школьниками легли в основу создания Академии Музея Победы. Здесь уже сформированы уникальные образовательные курсы для повышения квалификации педагогов истории, обществознания, руководителей школьных музеев, педагогов-организаторов. Сегодня очень важно овладеть современными подходами и технологиями, чтобы наиболее эффективно работать с подрастающим поколением. Мы привлекаем ведущих экспертов страны для работы с нашими слушателями.

– Насколько интенсивно проходит обмен опытом между школьными музеями России? Расскажите о самом интересном, с вашей точки зрения, событии (мастер-классе, экскурсии, методической разработке).

– Реализация программы «Школьный музей Победы» как раз и подразумевает выход музея за рамки школы. Школьные музеи, объединенные в одну сеть, получают возможность активного взаимодействия. Происходит обмен опытом, лучшими практиками. На базе программы организуются всероссийские форумы преподавателей истории, работающих со школьными музеями, их обмен опытом в рамках территорий, есть возможность вынести свой проект на федеральный уровень (что особенно важно для музеев отдаленных сельских поселений, о работе которых сможет узнать вся страна), принять участие в соревновании лучших школьных музеев страны и бороться за победу.

Участники программы получают уникальную возможность представления истории региона на федеральном уровне и экспонирования школьного музея образовательной организации во Всероссийском детском центре «Орленок» в соответствии с графиком смен.

Подготовка тематических смен регионов заключается в выявлении лучшего среди партнеров проекта. Программа историко-патрио­тических смен тщательно разрабатывается специалистами Музея Победы и ВДЦ «Орленок» совместно. Ребята принимают участие в образовательных акциях и проектах, становятся ведущими Всероссийского проекта «Урок Мужества. Истории, которых нет в книгах», «История одного экспоната», могут виртуально посетить уникальную экскурсию «Подвиг народа», общаются с экспертами по музейной педагогике, руководителями федеральных музеев, партнерами Музея Победы. Участники историко-патриотических смен, состоящие в активе музея, в настоящее время активно задействованы в проекте, всегда с удовольствием проводят экскурсии не только для учащихся школы, но и для учеников других образовательных учреждений своего региона и гостей города.

По итогам реализации программы подростки получают знания и практические навыки экскурсионной и поисково-исследовательской деятельности, учатся разрабатывать проекты и организовывать события, формируют в себе лидерские качества и углубляют познания в области истории Великой Отечественной войны. Очень важно, что ко всем проектам, представленным на площадке Музея Победы, активно подключаются партнеры из регионов Российской Федерации, их уже более 1200 во всех 85 субъектах.

– Без артефактов в любом музее никуда. Участвуют ли ребята в поисковых лагерях, мероприятиях? Каковы их впечатления от знакомства с подлинным материалом, полученными фактами, от работы в архиве?

– Конечно, многие экспозиции, представленные в Музее Победы в рамках программы, включают в себя артефакты, найденные в результате поисковых экспедиций, яркий пример – проект «Путь героя». Ребята с удовольствием делятся впечатлениями. Экспедиции позволяют школьникам воочию увидеть места боев, принять участие в пеших походах, обогатить памятными экспонатами коллекции своих школьных музеев, посетить военно-исторические мемориалы, встретиться с местными краеведами.

– Чем, с вашей точки зрения, важно международное сотрудничество для школьных музеев?

– За время реализации программы «Школьный музей Победы» ее участниками стали школьные музеи ближнего и дальнего зарубежья. Мы отмечаем особую заинтересованность в деятельности музея у наших соотечественников, живущих за границей, активно сотрудничаем с зарубежными школьниками, вовлекаем их в проекты и программы Музея Победы, проводим совместные конференции, делимся опытом создания социально значимых проектов и поддерживаем ребят в их стремлении сохранить историю нашей страны, находясь далеко за ее пределами.

Программа «Школьный музей Победы» создает социокультурную инфраструктуру, обеспечивает консолидацию усилий государственных и общественных институтов: федеральных министерств и ведомств, учреждений высшего и среднего образования, общественных организаций и родительских ассоциаций.

Сегодня государство вырабатывает конкретные меры по повышению эффективности воспитательной работы, развитию новых форм, ориентированных на использование ресурса школьного музея и методологии проектной деятельности. Реализация данных мер позволяет школьным музеям вновь становиться мощным ресурсом для духовно-нравственного развития детей и молодежи, гражданско-патриотического воспитания обучающихся и сохранения исторической памяти.

Марина АБРАМОВА, Алёна ЮРЧЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте