Может ли работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности, педагог, не любящий творить? Многие думают, что работа специалистов в дошкольных группах, направленная на преодоление трудностей ребенка с ОВЗ, строится в виде монотонной отработки умений, навыков, звуков, действий, определений. Сегодня мы хотим развеять это мнение.
Уже несколько лет педагоги-специалисты нашей школы работают в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитателями и родителями, беря за основу своей работы высказывание Василия Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».
Невозможно создать творческую атмосферу, не будучи творческой личностью. Иногда ограничения наших воспитанников ведут к раскрытию наших собственных потенциалов. Нам приходится искать новые пути к взаимодействию. Если педагог внимательный и творчески мыслящий, он почувствует, увидит, услышит тонкие струйки способностей и таланта своего воспитанника.
Так, у неговорящих детей учителя-логопеды совместно с педагогом-психологом и музыкальным руководителем раскрывают музыкальный талант, помогают скоординировать направление движения рук, развивают музыкальный слух, а педагоги-дефектологи и воспитатели уже отрабатывают практические навыки и умения.
Раскрывая поочередно один талант за другим, мы пришли к выводу, что создание совместных творческих работ помогает не только в преодолении коррекционных проблем, но и в формировании большой творческой личности.
Раскрыть талант у особого ребенка – это полдела, а получить положительную оценку профессионального сообщества в лице компетентного жюри – это настоящая победа для каждого из участников, начиная от семьи и заканчивая дружным коллективом специалистов.
Вот уже 4 года подряд наш коллектив принимает активное участие в конкурсной программе «Семицветик», созданной для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в рамках открытого Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Ступени Олимпа» в номинациях «Изобразительное искусство» и «Вокальное искусство». К победам в этих номинациях привела совместная творческая работа всех специалистов.
Только психологический комфорт и уверенность в своих силах и таланте помогают мотивировать детей с различными сложными формами нарушений развития к долгосрочной работе над созданием творческого образа.
Какими средствами мы добиваемся психологического комфорта?
И здесь опять на помощь приходит творчество в том понимании, в каком мы видим его в словах Василия Сухомлинского: «Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку». Задача педагога-психолога – максимально облегчить для ребенка с ОВЗ процесс адаптации в группе, делая ее мягкой, плавной и безболезненной.
Одним из современных методов работы, способствующей мягкой адаптации ребенка с ОВЗ, является арт-терапия. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель педагога-психолога состоит в том, чтобы развивать гармоничную личность через самопознание и самовыражение в процессе работы над созданием продуктов искусства и творческой деятельности. Эффективность методов, используемых педагогами-психологами, направленных на эмоциональное и психологическое здоровье личности, средств художественной деятельности – это и есть путь к психологическому здоровью ребенка.
Разнообразные занятия искусством, такие как рисование, лепка из глины и кинетического песка, прослушивание различных сказок и их инсценировка, способствуют снятию напряжения и агрессии, нормализации психического состояния, развитию творческих способностей ребенка, формированию у него позитивного мировоззрения. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребенка. Также дети учатся правильно выражать свои эмоции, чувства и управлять ими.
Творческие процессы увлекают ребенка, помогают понять личностные ценности, позволяют почувствовать внутренний самоконтроль и управлять своими действиями. Активируется налаживание социальных контактов.
Авторитет педагога даже на дошкольной ступени может стать началом большого творческого пути ребенка, важнейшим этапом в его предпрофессиональном самоопределении.
Всем детям крайне важны поддержка взрослых, содействие и одобрение их идей. Также важно интеллектуальное, физическое и эмоциональное закрепление результатов творческой деятельности. Важно не просто смастерить поделку или нарисовать рисунок, важно визуальное и тактильное восприятие результата. И конечно, важным закреплением результата деятельности будут место на выставке работ и участие в конкурсе как признание результата творчества.
Участвуя в конкурсных соревнованиях, ребенок повышает самооценку и веру в свои силы!
Мы стараемся создать внутри нашей организации модель такого сообщества, в котором каждый человек востребован и значим, где деятельность каждого ребенка и взрослого даст положительный результат, нужный для каждого из них и для сообщества в целом.
Лучшее, что может сделать активный педагог, – следить за тем, чтобы у ребенка с особыми потребностями были все условия для развития его творчества!
Нина ЛАХОВА, старший воспитатель школы №1370; Ирина КОНОБЕЕВА, учитель-дефектолог школы №1370; Наталья ДОРОГОВА, педагог-психолог школы №1370
Комментарии