В 60-х годах XX века в Советском Союзе самым известным инновационным педагогическим опытом являлся липецкий метод, основоположником которого стал педагог-гуманист Константин Александрович Москаленко.
В 2023 году в Липецком государственном педагогическом университете (ЛГПУ) имени П.П.Семенова-Тян-Шанского будет создан педагогический технопарк «Кванториум». Ему присвоят имя ученого, педагога-новатора, основоположника «Липецкого опыта» Константина Александровича Москаленко. Как сообщили в пресс-службе вуза, педагогический «Кванториум» будет работать по нескольким направлениям. Речь идет об обучении студентов методикам и технологиям преподавания естественнонаучных и технологических дисциплин; о повышении квалификации действующих педагогов; о профориентационных мероприятиях для школьников, в том числе для учеников профильных психолого-педагогических классов.
Ожидается, что «Кванториум» ЛГПУ станет отличной педагогической площадкой для старшеклассников Липецкой области. В регионе отмечается постоянный рост интереса к педагогическому образованию. Это стало возможном в том числе и благодаря тому, что педуниверситет является на сегодняшний день не только центром образования и культуры, но и технического развития. Стоит добавить, что педагогические технопарки создаются по общим требованиям. В «Кванториумах» должны обязательно быть аудитории для занятий технологической и естественнонаучной направленностей, медиалаборатория для подготовки презентационного контента и проведения вебинаров.
В аудиториях «Кванториума» ЛГПУ будут стоять цифровые микроскопы, роботы-манипуляторы, УКФ-проекторы, 3D-принтеры, лазеры, мультимедийное оборудование для видеостудии и многое другое. Студенты ЛГПУ смогут изучать программирование, проектирование, а также заниматься исследованиями, записывать презентации и видеоматериалы. В 2022 году педагогические технопарки были открыты на базе 20 педвузов, в текущем году «Кванториумы» появятся в 13 педагогических университетах.
Липецк получил всесоюзную славу благодаря Константину Александровичу Москаленко (1917-1984). Он участвовал в легендарном Параде Победы 24 июня 1945 года в Москве. В послевоенные годы находился на партийной и комсомольской работе, даже работал диктором на радио, работал в школе. В середине декабря 1954 года Константина Александровича назначили завкафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института (старейшее учебное заведение города, сегодня – ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского). К этому времени Москаленко уже разработал концепцию реформирования дидактического процесса на основе изменения традиционной структуры урока. Ее психолого-педагогическое обоснование было воплощено в кандидатской диссертации «Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и ее психологическое значение». Теперь завкафедрой предстояло на практике внедрить и научно обосновать свои идеи.
Пять лет Константин Александрович апробировал свою методику. И в октябре 1959 года в журнале «Народное образование» вышла статья «Как должен строиться урок». Эта публикация произвела оглушительный эффект. Самыми известными инновациями «Передового липецкого опыта» можно назвать пятидневку для младшеклассников и поурочный балл. Идея была в том, что ученики начальной школы, которые хорошо учились, получали в награду дополнительный выходной – субботу. А ребята, которые не успевали по учебе или многое пропустили из-за болезни, занимались на индивидуальных занятиях с учителями в этот резервный субботний день. Педагоги отмечали, как ученики старались заработать дополнительный выходной.
Смысл поурочного балла заключался в том, что учитель фиксировал активность школьника на уроке, а по результатам двух-трех уроков выставлял пятерку. Ведь зачастую бывает так, что ребенок работает активно на уроке, но до пятерки не дотягивает. В результате, оценка не выставляется, а его достижения обнуляются. Благодаря липецкому опыту ученик лично был заинтересован в получении знаний.
Комментарии