search
Топ 10

В колониях и тюрьмах должны учиться

В колониях и тюрьмах должны учиться

14.03.96 г. # 360/11

По сообщению Министерства внутренних дел Российской Федерации в местах лишения свободы ряда регионов России складывается критическое положение с обеспечением прав осужденных на получение основного общего образования.

Более чем в 60% исправительно-трудовых учреждений МВД Российской Федерации, в том числе республиках Коми, Хакасии, Саха (Якутия), Красноярском крае, Амурской, Архангельской, Вологодской, Иркутской, Костромской, Курской, Новгородской областях полностью отсутствуют условия для общеобразовательного обучения осужденных.

Особенно неблагополучное положение сложилось в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности (лесные ИТУ). Так, по состоянию на 1 сентября 1995 года в этих учреждениях функционировали только 3 вечерние (сменные) общеобразовательные школы и 8 учебно-консультационных пунктов. Нет общеобразовательных учреждений в лесных ИТУ, расположенных в Архангельской, Кемеровской, Свердловской областях, Республике Коми, Красноярском крае.

В течение 1994-1995 учебного года с грубыми нарушениями статьи 16, п.2 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы” и Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (п.29) региональными органами управления образованием были ликвидированы вечерние (сменные) общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты в республиках Саха (Якутия), Тува, Чувашия, Ставропольском крае, Амурской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Псковской, Ростовской, Тульской, Ульяновской областях.

В условиях, когда свернута производственная деятельность в ИТУ, закрытие школ значительно осложняет обстановку в местах лишения свободы и снижает возможность успешной адаптации осужденных к жизни на свободе после освобождения.

Учитывая изложенную МВД России ситуацию с обучением осужденных, Министерство образования Российской Федерации со своей стороны считает целесообразным рекомендовать органам управления образованием совместно с органами внутренних дел внимательно рассмотреть сложившееся положение с функционированием общеобразовательных учреждений в ИТУ и возможность их финансирования из бюджетов субьектов Федерации в связи с тем, что в настоящее время в подавляющем большинстве заключенные отбывают наказание по месту жительства.

Заместитель министра

В.К.БАЦЫН

Наш комментарий

– Маргарита Романовна, учебные заведения в исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колониях находятся в ведении Министерства внутренних дел. Почему Министерство образования вынуждено заниматься проблемами другого ведомства?

– Дело в том что в последнее время появилась тенденция закрытия школ в ИТК и ВТК по инициативе не кого-нибудь, а органов управления образованием. Именно поэтому мы написали письмо о том, что продолжать такую практику нельзя. Во-первых, мы должны понимать, что в этих школах учатся в том числе и дети, с которыми мы не справились, которые попали в беду. Во-вторых, это граждане, которые имеют такое же право на образование, как и мы все. И никому не позволено их этого права лишать. Я считаю, что закрытие этих школ сравнимо с закрытием школ для детей-сирот. Кроме того, мы должны понимать, что для этих детей школа – это часть нормальной жизни, той жизни, по которой они тоскуют и плачут. Каждый, кто бывал в колонии, вам это подтвердит. Дети в колониях учатся с большим энтузиазмом, чем дети в общеобразовательных школах. Это для них чуть ли не единственная радость. Как можно ее отбирать?

– Так почему же ее все-таки отбирают?

– Главный аргумент органов управления образованием состоит в том, что школы у нас все находятся на муниципальном бюджете, а в образовательных учреждениях в системе ВТК содержатся дети из других регионов. Мол, дети не наши, денег на них у нас нет. Но ведь и это не так. Сейчас все делается для того, чтобы заключенные отбывали наказание по месту жительства – несовершеннолетние в том числе.

Кстати, даже когда школы в колониях не закрывают, они находятся на положении бедных родственников. Органы управления образованием “забывают” снабжать их учебниками – в заказах, которые направляются в министерство на учебники, потребности школ ВТК попросту не учитываются. Учителей этих школ не посылают на курсы повышения квалификации. А ведь в этих школах учатся двадцать тысяч детей – и все они должны быть обеспечены возможностью получить образование. И это образование должно быть организовано лучше, чем в обычных школах – ведь туда попадают дети с очень большим разбросом потенциальных умственных возможностей.

– Что же делать школам, которые находятся под угрозой закрытия?

– Судиться! Я могу привести пример Можайской колонии, где школа обжаловала в суде решение о своем закрытии и выиграла процесс. Сейчас она нормально работает.

Николай ВИННИК

На воспитание – в семью

На воспитание – в семью

В ## 40, 45 “УГ” за 1995 год было напечатано Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1995 года # 917. Затрагивали мы эту тему и в позапрошлом выпуске “Из первых рук” (“УГ” # 9, “Семейный кодекс – закон для школы тоже”). Ниже приводится самый последний документ, касающийся усыновления, зарегистрированный Минюстом 5 марта 1996 года под # 1045.

Министерство здравоохранения

и медицинской промышленности

Российской Федерации

Приказ от 25.12.95. # 369/641

О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.95 # 917 “Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами” ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить:

1.1. Положение “Об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субьекта Российской Федерации” (приложение I).

1.2. Форму медицинского заключения, выдаваемого государственными учреждениями системы здравоохранения, по результатам проведенного независимого медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью (приложение 2).

2. Руководителям органов управления здравоохранением и органов управления образованием субьектов Российской Федерации:

2.1. Определить порядок направления на экспертную медицинскую комиссию для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью (усыновление, под опеку, попечительство и т.д.).

2.2. Представлять кандидатам в усыновители медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здоровья усыновляемого ребенка.

2.3. Разьяснять кандидатам в усыновители их право на независимую экспертизу в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью.

Независимое медицинское освидетельствование осуществлять при участии медицинского работника учреждения, из которого ребенок передается на воспитание в семью.

2.4. Возложить ответственность за качество независимого медицинского освидетельствования на медицинское учреждение, проводившее его, в установленном законодательном порядке.

2.5. В случае расхождения диагнозов государственного и независимого медицинского освидетельствований в течение 3 дней со дня поступления заключения о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью, направлять его медицинские документы в Управление охраны здоровья матери и ребенка Минздравмедпрома России.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субьектов Российской Федерации:

3.1. Организовать при органе управления здравоохранением субьекта Российской Федерации экспертную медицинскую комиссию в соответствии с Положением “Об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субьекта Российской Федерации”.

3.2. Определить лицо, ответственное за деятельность экспертной медицинской комиссии.

3.3. Определить перечень государственных, муниципальных лечебно-профилактических учреждений, имеющих лицензию для проведения медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого на воспитание в семью.

3.4. Обеспечить оформление медицинского заключения на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 03.07.95 # 195 (уч.ф. # 160/у “Медицинское заключение на ребенка, оформляющегося на усыновление”).

3.5. Независимое медицинское освидетельствование детей, передаваемых на воспитание в семью, могут осуществлять государственные лечебно-профилактические учреждения республиканского, краевого и областного уровня, клиники медицинских и научно-исследовательских институтов.

4. Директорам научно-исследовательских институтов, главным врачам клиник и больниц государственной системы здравоохранения:

4.1. Оказывать помощь кандидатам в усыновители в проведении независимого медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, в сроки, не превышающие 30 календарных дней.

4.2. Выдавать заключение о состоянии здоровья ребенка по форме уч.ф. # 162/у, утвержденной данным приказом, на руки кандидату в усыновители, в копии – представителю учреждения, в котором находится ребенок.

5. Начальнику Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздравмедпрома России (Д.И.Зелинская) обеспечить проведение дополнительных обследований ребенку в случае расхождения диагнозов при проведении государственной и независимой экспертизы в течение 30 дней.

6. Информацию о ходе выполнения приказа представлять по подчиненности ежегодно к 1 февраля.

7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздравмедпрома России (Д.И.Зелинская) и начальника Управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования России (Д.С.Шилов).

Министр здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации

А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ;

Министр образования Российской Федерации Е.В.ТКАЧЕНКО Приложение # 1

к приказу Минздравмедпрома России и Минобразования России

от 25.12.95. # 369/641

ПОЛОЖЕНИЕ об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субьекта Российской Федерации

Настоящее Положение регламентирует деятельность экспертных медицинских комиссий органов управления здравоохранением субьектов Российской Федерации по вопросам медицинского освидетельствования детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи российских и иностранных граждан (на усыновление, под опеку, попечительство и др.).

Экспертная медицинская комиссия создается при органе управления здравоохранением субьекта Российской Федерации, утверждается его приказом.

Персональный состав и порядок работы комиссии утверждаются органом управления здравоохранением субьекта Российской Федерации.

Комиссия осуществляет:

– организацию медицинского освидетельствования детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, в детских домах, приютах и других детских учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности;

– подготовку и выдачу медицинского заключения на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, на основании данных из уч.ф. 112/у “История развития ребенка”, уч.ф. # 025-1/у “Вкладной лист на подростка к медицинской карте”, уч.ф. # 156/у-93 “Сертификат о профилактических прививках”, уч.ф. # 160/у “Медицинское заключение на ребенка, оформляющегося на усыновление”;

– оформление документов до подбора кандидатов в усыновители, опекуны, попечители;

– направление медицинских документов детей в случае необходимости их дополнительного медицинского обследования в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации для решения вопроса дальнейшего обследования и лечения в ведущих клиниках страны.

Начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте