Умение отстоять свое мнение необходимо в современном обществе. Однако взрослые в разговорах с детьми продолжают использовать фразу «потому что я так сказал» как приговор. Многие считают, что, выслушивая мнение малыша или подростка, они подвергают сомнению собственный авторитет. Однако родительский волюнтаризм не позволяет детям выражать свои мысли и чувства, они начинают зависеть от мнения окружающих и не умеют говорить другим «нет». Рассказываем, как научить ребенка аргументировать свою позицию.
Детей важно учить отстаивать свое мнение, это поможет им противостоять стороннему давлению. Педагоги в журнале «Семья и школа» поделились рекомендациями, как это правильно делать.
Зачем учить детей спорить
Подростки, умеющие спокойно обсуждать спорные вопросы с родителями, более уверенно отказывают друзьям, особенно если дело касается вредных привычек. Если ребенок умеет отстаивать свое мнение, он чаще говорит «нет» неразумным предложениям приятелей, чем те, кто не спорит со старшими. Не умеющие спорить дети, которым не разрешали возражать взрослым, не уверены в себе и с большей вероятностью попадают под дурное влияние.
Умение приводить аргументы, оперировать доводами, позволяет быть услышанными. И не так важно, получит ли ребенок желаемое, главное, что он умеет опираться на логику. Разумеется, нет смысла ожидать от малыша, что он быстро научиться логически рассуждать и на основе этих рассуждений отстаивать свое мнение. Такой навык сформируется только к возрасту 10–12 лет. Однако ребенка можно учить постепенно, примерами решения спорных ситуаций в семье.
Как научить детей спорить
Важно соблюдать определенные правила, чтобы научить ребенка «правильно» спорить. Так, важно останавливать спор, если ребенок начинает злиться. Сначала стоит дать ему остыть. Можно сказать: «Ты сейчас сердишься. Сложно находить доводы, кода ты злишься. Предлагаю сначала успокоиться». На эмоциях любые доводы становятся неэффективными.
Предложите ребенку рассказать о своей цели или желании. После этого попросите назвать причины, по которым вы могли бы согласиться что-то сделать или купить. Выслушайте его аргументы и повторите их вслух, чтобы ребенок тоже услышал это со стороны. Далее вы можете согласиться либо попросить привести дополнительные доводы. Все нужно проговаривать вслух.
Необходимо напоминать ребенку про уважение. Всегда рассказывайте, что в аргументах важно уважительно относиться к любому участнику спора. Покажите логику на конкретных примерах. Есть разница в высказываниях: «Я хочу съесть конфету сейчас, она вкусная, и я ее брату не дам» и «Я хочу съесть конфету сейчас, потому что проголодался. А брат свою уже съел». Подсказывайте ребенку, в каких утверждениях нет логики: «Пусть девочка сделает, как я хочу, потому что она глупая». В таком случае стоит добиваться ответа, почему именно девочка должна сделать так, как хочет ребенок. Если желание не может быть выполнено немедленно, помогите малышу прийти к мысли, как поступить в этом случае – например, подождать или запланировать на другое время.
Стоит научить ребенка осознавать разницу между борьбой и спором. Спорить и побеждать в споре значит, что собеседник хотя бы отчасти изменил свое отношение к предмету спора. Также важно научить ребенка сочувствию. Если он будет понимать желание своего оппонента, ему легче понять и убедить того в своем мнении.
Помогайте видеть любую ситуацию со стороны. В частности, при просмотре рекламы можно спросить, захотелось ли ребенку купить этот товар, какие доводы привели авторы ролика, показались ли они ребенку логичными.
Давайте детям возможность высказывать свою точку зрения по любому вопросу, будьте любопытны к их мнениям и аргументам, разрешайте одерживать верх в спорах при убедительности доводов. Не стоит бояться потерять авторитет – он только повысится, если дети поймут, что родители их слышат. Когда ребенок научится принимать эффективные решения по мелким вопросам, он станет увереннее в себе и начнет ощущать свою значимость.
Найдите золотую середину
Детям необходимо давать право самостоятельно решать различные вопросы. От этого они вовсе не вырастут избалованными капризулями. Наоборот, научатся прислушиваться к себе. Они будут уверены, что с их мнением считаются, его ценят.
При этом существуют вопросы, в решениях которых родительское слово должно быть последним. Они касаются здоровья и безопасности. Необходимо объяснить ребенку, по какой причине существуют такие запреты. Тогда получится идеальный баланс: с одной стороны, у ребенка будут четкие рамки, выстроенные логично по причинам безопасности. А с другой стороны, внутри этих рамок у него достаточно свободы, чтобы проявлять свои способности и принимать самостоятельные решения.
Умение приводить логичные аргументы и вести здоровый спор — необходимый навык для каждого. Он позволяет детям информировать взрослых о собственных желаниях и потребностях в здоровом общении, а не в истерике. Кроме того, такое умение обеспечивает ребенка чувством контроля над собственной жизнью, делает его уверенным в себе.
Комментарии