search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» С 1 октября в России стартует Большая учительская неделя У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Минпросвещения России представило новые специальности в педвузах
0

В химии все возможно. Наука, способная творить чудеса

​Что общего между грушей дюшес и доменной печью? Аспирином и Max Factor? Флавией де Люс, девочкой-детективом из книжного Букшоу, и лауреатом конкурса «Учитель года Москвы»-1997 Владимиром Головнером? Правильно, химия! Самая мистическая из наук. Способная своими загадками довести до бессонницы. И стоит ли после этого удивляться, что ответы на них приходят во сне?! Логика и четкое следование законам объективного знания о веществах и их свойствах в химии уживаются с откровениями подсознания. Химия – это всегда мир превращений, открытий, парадоксов и ключ к познанию жизни. Лучше всего об этом знают в Российском химико-технологическом университете имени Д.И.Менделеева, крупнейшем учебном и научно-исследовательском центре в области химической технологии. В этом году университету исполнилось 120 лет, впереди еще несколько значимых юбилеев, и самый убедительный – 150‑летие периодической таблицы. Как это вдохновляет московских школьников и что способно впечатлить их сегодня вообще, о проектах университета и их реализации рассказывает ректор РХТУ Александр МАЖУГА.

– Александр Георгиевич, помогают ли вам сегодня традиции университета и какие вы строите планы на дальнейшие 120 лет?- Мы считаем датой рождения университета 1898 год, когда было основано Московское промышленное училище. Его миссией была подготовка квалифицированных инженерных кадров для предприятий нашей страны. И сегодня связь с химпромом наша основная задача. Мы стремимся восстановить доверие и уважение наших промышленников к научным исследованиям, к вузу и его выпускникам.Действительно, наступающий год важный для всех химиков. В рамках празднования 150‑летия открытия периодического закона в нашем университете запланирован ряд мероприятий. Одно из крупных – это открытие детского технопарка, который будет называться «Mendeleev-центр» в рамках программы Правительства Москвы. Это будет площадка, где московские школьники могут дополнительно заниматься химией, работать над своими проектами. Там будет 4 лаборатории, одна из которых рассчитана на самых маленьких – детей начиная с дошкольных групп, она носит рабочее название «Химия старт». В технопарке будет музейная экспозиция, посвященная Дмитрию Ивановичу Менделееву, развитию химии и химических технологий в нашей стране и, конечно же, периодическому закону. У нас много планов по популяризации науки и привлечению молодежи к изучению наследия Менделеева.- А есть ли более утилитарные идеи по популяризации науки и какие намечены перспективы выстраивания партнерских отношений с предприятиями?- Под эгидой WorldSkills на базе университета мы планируем провести ChemSkills. Это уже есть в плане на весну, а сами соревнования связаны с химанализом и будут интересны для представителей фармацевтической отрасли и предприятий сферы минеральных удобрений. Соревнования охватят две категории участников: свои компетенции продемонстрируют студенты, изучающие данный предмет, и сотрудники предприятий.А еще вместе со специалистами города в следующем году мы планируем заняться благоустройством Миусского парка и сделать его тематическим, так как он находится в непосредственной близости от университета.Грандиозное событие для всех химиков произойдет осенью – Менделеевский съезд в Санкт-Петербурге. Мы надеемся, что такое важное мероприятие объединит всех химиков нашей страны.- Работает ли университет со школьниками?- Безусловно. У нас проходят «Университетские субботы», участвуем в проектах «Инженерные классы в московской школе», «Академические (научно-технологические) классы». Наши преподаватели читают лекции в профильных школах. Мы работаем со школами, в некоторых курируем классы.По инициативе университета проводится олимпиада имени П.Д.Сар­ки­сова. Ребятам, блестяще показавшим себя во время этого испытания, добавляем баллы за индивидуальные достижения.- Сегодня химия одна из популярнейших наук в мире. Ощущаете ли вы это по поступлению в РХТУ?- Да, естественно-научный блок сегодня очень популярен, и, главное, он востребован. И мне кажется, нужно создавать как можно больше профильных классов естественно-научного блока, притом не объединяя их в химико-биологическое направление, а делать именно профильные химические классы. Химия – наука экспериментальная. И, не почувствовав руками в эксперименте эту дисциплину, очень сложно ее понять и полюбить. – Это страшно! Ведь, наверное, во время таких экспериментов можно школу взорвать?- С одной стороны, техника безопасности, конечно, – это страшно, да и реактивы стоят немалых денег… А часов на подобные эксперименты в школе не так уж много. Я учился в 171‑й химической школе при химфаке МГУ, у нас было 8‑10 часов химии в неделю, это, поверьте, увлекательно! И много времени уделялось экспериментам.Вместе с Dow Chemical Company мы открыли первый специализированный практикум для школьников. Будет набор из 9 лабораторных работ, и преподаватель в соответствии со своим учебным планом выбирает ту или иную лабораторную работу, учитель записывается онлайн, и целые классы приезжают на 2‑4 урока к нам. Мы заинтересованы, чтобы максимально ребята знакомились с химией на практике и проводили эксперименты. Только тогда у них появится интерес к этой науке.- Ощущаете ли вы, что абитуриенты благодаря сотрудничеству между университетом и школами изменились?- Да, то, что уровень подготовки выпускников стал выше, чувствуется. Хочется еще отметить, что и качество ЕГЭ изменилось. Сейчас ЕГЭ приблизился к олимпиадным задачкам и кроме проверки знания материала дает возможность показать то, что человек понимает то, о чем его спрашивают. Единый госэкзамен становится надежным инструментом оценки качества. Мы всегда проводим тестирование ребят, которые к нам поступили. И в этом году, конечно, результаты тестирования выше, чем в предыдущие годы, что мы связываем с лучшей подготовкой в школе и, конечно, с качеством ЕГЭ. Но… чаще всего химию сдают для того, чтобы пойти в медицинский университет. Часто ребята занимаются в нашей вечерней химической школе, а идут в медицинские вузы. В этом нет ничего плохого: врачи, которые хорошо знают химию, необходимы. Но и мы готовим специалистов, которые крайне нужны нашей стране.- Возможно, мнение молодежи изменило бы реальное знакомство с предприятиями?- Нередко химическая отрасль в целях безопасности ограничивает доступ для посещений. Конечно, мы сотрудничаем со многими крупными предприятиями. Крупнейший производитель минеральных удобрений «Еврохим» с удовольствием включился в совместную подготовку ребят. У них очень хороший подход, они не требуют, чтобы все школьники после серьезных занятий поступили в вуз и пошли работать только к ним, нет, они ратуют за хорошую подготовку в области естественно-научного блока в целом. Компания «Щекино­азот», крупнейший производитель аммиака и метанола, активно участвует в такой работе. Компания курирует химический класс в Щекино, занятия ведут преподаватели вузов. Безусловно, залог успеха и состоит в том, чтобы процесс изучения был непрерывный, чтобы возникла гармония между школьной и университетской программами и чтобы траектория развития специалиста с юных лет была заточена под производство.Увлечь школьников наукой несложно. Посмотрите, с каким упоением они работают над своими проектами, настоящие химики-исследователи!- Вам часто попадаются в руки толковые ученические исследования?- Конечно. Немало любопытных работ представляют на научно-практических конференциях, олимпиаде «Путь к Олимпу», конкурсе «Леонардо». Часть из них делают у нас. А некоторые из этих проектов сравнимы с выпускными квалификационными работами в университете, это очень высокий уровень. – Вы говорите, что некоторые работы могут конкурировать даже со студенческими, значит, это можно квалифицировать так, что ребенок одаренный? Когда вы понимаете, что имеете дело с одаренным ребенком, что предпринимаете?- Мы планируем вместе с «Сириусом» сделать проектную смену, подобную той, которую уже проводим с «Артеком». Очень важно этих ребят выявлять, развивать и вести по жизни. Мы создаем условия, в которых им интересно.Английский математик и педагог Уолтер Варвик Сойер говорил: «Стоит только показать, что какая-либо вещь невозможна, как найдется химик, который ее сделает». Эта наука любит остроумных и дерзких. И таит еще столько открытий впереди! Нашим талантливым школьникам есть над чем подумать!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте