Тюменская область в числе первых вступила в комплексный проект модернизации образования, предусматривающий несколько основных преобразований: переход на нормативно-подушевое финансирование и отраслевую систему оплаты труда, ориентированную на результат, перевод образовательных учреждений в автономные, а также широкое привлечение общественности к управлению образованием. Разумеется, профсоюз не мог остаться в стороне от проводимых реформ.
Мы принимаем активное участие в разработке нормативно-правовых актов и их общественной экспертизе, занимаемся разъяснением всех экономических преобразований, в том числе при встречах с членами профсоюза в территориях, выпускаем методические бюллетени, информационные сборники.
С учетом нашего мнения были внесены коррективы в Методику формирования ФОТ, расходования пятипроцентного централизованного фонда оплаты труда и социальной поддержки. В частности, выплаты заслуженным учителям и работникам, достигшим пенсионного возраста, перенесены из 30-процентного стимулирующего фонда школы в централизованный фонд.
По предложению обкома профсоюза образовательные учреждения отнесены к 4 группам сложности, в которых дополнительно предусмотрено финансирование пришкольных интернатов, а также введены дополнительные коэффициенты для педагогов иностранного языка, физкультуры, информатики, на уроках которых классы делятся на группы, внесены изменения по оплате педагогов, обучающих детей на дому.
По инициативе обкома профсоюза из пятипроцентного централизованного фонда не только финансируются стимулирующие выплаты руководителям образовательных учреждений, но и начисляются отпускные на эти выплаты.
В соответствии с Соглашением между Департаментом образования и науки Тюменской области и обкомом профсоюза представители профсоюза вошли в комиссии по распределению стимулирующих выплат. Сегодня профсоюзный актив участвует в работе попечительских и управляющих советов как в школах, так и в детских садах, учреждениях профессионального образования.
Мощный импульс модернизации придал национальный проект «Образование», ставший катализатором изменений в отрасли.
Председатель Тюменского обкома профсоюза Валентина Худякова и председатель Ханты-Мансийского окружного комитета Людмила Болдырева входят в состав советов по реализации ПНПО при губернаторах регионов.
Для проведения конкурсного отбора инновационных школ и лучших учителей области было привлечено 30 экспертов областной организации профсоюза.
Профсоюз постоянно контролировал ход выполнения ПНПО, проводил мониторинги, позволяющие изучить мнение учительства о реализации проекта.
По инициативе профсоюза были расширены меры социальной поддержки лучших учителей за счет средств субъектов РФ и муниципальных органов власти. Например, все участники областного этапа конкурса «Учитель года» получают по 30 тысяч рублей, а победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, – соответственно 80, 60 и 40 тысяч рублей.
Профсоюз активно включился в реализацию раздела ПНПО, касающегося поддержки талантливой молодежи. В перечне общероссийских мероприятий, по итогам которых присуждается президентская премия, есть номинация «Социально значимая общественная деятельность». Представитель обкома профсоюза входит в состав областной комиссии по отбору кандидатур для присуждения президентских премий.
Благодаря национальному проекту «Образование» проблемы нашей отрасли постоянно находятся в центре внимания органов государственной власти, местного самоуправления и решаются с привлечением административных и финансовых ресурсов.
Помимо защиты социально-трудовых и профессиональных интересов работников отрасли областная организация профсоюза большое внимание уделяет повышению социального статуса педагога. Этому способствуют разнообразные профессиональные конкурсы, проводимые областным, окружным комитетами и территориальными организациями профсоюза.
Профсоюз – один из учредителей конкурса «Учитель года». За отчетный период только через областной этап конкурса прошли более ста учителей. Кроме губернаторских премий каждый участник получает бесплатную санаторно-курортную путевку от областного комитета профсоюза.
Также обком выступил учредителем конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», руководителей образовательных учреждений «Лидер образования», студентов педагогических вузов «Педагогический дебют».
Для повышения качества преподавания совместно с департаментом образования был проведен конкурс среди районных, городских методических центров, а для учреждений СПО и НПО – конкурс на лучший учебный и лучший методический кабинет.
В 2006 году прошел конкурс на лучшего учителя, владеющего информационными технологиями. Двадцать пять победителей получили в награду ноутбуки.
Итог проведения данных конкурсов – повышение профессионального мастерства педагогов, развитие инновационной деятельности, рост престижа педагогического труда. Результаты ЕГЭ в 2009 году подтверждают достаточно высокий уровень профессиональной компетентности учительских кадров региона.
Действенное сотрудничество профсоюза и органов управления образованием в рамках соглашений о социальном партнерстве позволило бесконфликтно решать задачи по внедрению нормативного финансирования, новой системы оплаты труда, перевода образовательных учреждений в статус автономных.
Тюменская область по итогам конкурса субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, названа лидером и определена как базовая площадка по внедрению передового опыта реформирования в сфере образования. В этом, несомненно, есть заслуга и областной организации профсоюза.
Людмила КУТЫРЕВА, главный специалист Тюменского обкома профсоюза по организационной и информационной работе
Комментарии