Мы живем в эпоху тектонических сдвигов: меняются не только политические и социальные системы, но и сам человек. Образование в немалой степени отражает эти процессы. Все это становится интереснейшим предметом для научных изысканий нового поколения ученых. Об этом говорилось в мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» на пресс-конференции, посвященной проведению XXI Международной научно-практической конференции молодых исследователей образования «Науки об образовании в меняющемся мире: перспективы исследований для решения глобальных и локальных проблем».
Ключевые направления исследований, обсуждавшихся на конференции, разнообразны: развитие ребенка на разных возрастных этапах, специфика социокультурной среды, изменившаяся реальность детства, инклюзия, доказательные практики, междисциплинарные исследования, нейронауки. Три года назад будущие капитаны науки поняли, что пора объединяться. Именно на площадке очередной конференции было объявлено о создании Ассоциации молодых исследователей образования, которые сформировали ключевые цели и задачи, связанные с популяризацией исследований в области педагогики и психологии.
По словам члена научного совета Ассоциации исследователей образования, директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого, сегодняшнее образование – это не отдельно педагогика или психология, а комплекс наук об образовании, современная область научных междисциплинарных исследований, которые используют актуальную методологию, новые подходы. Именно это становится основным предметом обсуждения в рамках работы конференции молодых исследователей образования. Мероприятие – площадка не только для представления результатов исследований, коммуникации молодых ученых и знакомства друг с другом, но и для обсуждения новых подходов в проведении образовательных исследований.
– Сегодня очень важна связь научных исследований и практики образования, – подчеркнул Косарецкий. – Мы говорим о том, как знание, получаемое в исследованиях, может способствовать решению социальных проблем. Стараемся включать в работу конференции не только исследователей, но и практиков – директоров школ, руководителей корпораций, представителей государственной власти, просветительских организаций, таких как общество «Знание». Для конференции традиционно важна тема развития ребенка на разных возрастных этапах. Хотелось бы сориентировать молодых ученых на темы, связанные со спецификой социокультурной среды развития. Обеспокоенные родители и общество ждут от науки ответов на вопросы: меняется ли реальность детства? Как влияет на сознание ребенка цифровая среда? Формирует ли она совершенно других детей или нет?
Директор Института детства РГПУ имени А.И.Герцена Виктория Новицкая также считает, что современное детство – объект исследования, связанный с комплексными междисциплинарными направлениями науки. Она рассказала о роли в современном образовании триады «педагог – родитель – психолог», о том, что социализация ребенка, особенно дошкольника, невозможна без активного участия семьи. По ее мнению, дошкольное образование сейчас находится на пике изменений, а развитие смарт-технологий, или умных технологий, способно помочь родителям в общении с современным ребенком. Сегодня ученые приходят к выводу, что детство – это не подготовка к взрослости, а особый самоценный период роста, развития и социализации. В современной науке уже не говорится, что дети «не доросли» до возможности воспринимать действительность, как это было еще некоторое время назад.
Если говорить о фокусе того, что сегодня интересно молодым исследователям, то это, по мнению Новицкой, медико-биологический и психофизиологический аспекты, исследования в области нейродинамики, наблюдения за тем, как внутри детского организма созревают важные процессы возбуждения, торможения, координации движений, какие средства необходимы ему для физического развития. А также как условия, в которых живет ребенок, непосредственно влияют на качество его жизни. Изучение специфики регионов, к примеру Крайнего Севера, позволяет разработать уникальные образовательные продукты. Они сохраняют самобытность и в то же время открывают для маленького северянина, так же как и для его сверстников, доступ к образованию.
– Я рада тому, как студенты увлечены, как они стремятся постигать что-то новое, сделать свои доклады интересными, – признается исполнительный директор Ассоциации исследователей образования Анна Хоперская. – Одновременно вижу, как им поначалу сложно, их пугают процедуры двойного слепого рецензирования. Но когда они выходят к аудитории и становятся спикерами конференции, у них такие горящие глаза! Выступление позволяет им увидеть собственную будущую траекторию профессионального роста. Мы хотим сделать площадку конференции ресурсом, открытым для общения, выстроить на ней профессиональные связи между теми, кто только начинает свой путь в науку, и теми, кто давно занимается исследованиями, между студентами и маститыми учеными, преподавателями.
Менторство, знакомство молодежи с ведущими учеными, представляющими многочисленные направления науки, полезно для студентов, особенно из региональных вузов. Три года назад среди молодых исследователей была юная студентка Азалия Зинатуллина. Сегодня она уже опытный спикер конференции, а тогда, подавая документы на выступление, и не предполагала, насколько ценным для нее это может стать.
– Я взяла тему, с которой позже пошла в аспирантуру, – вспоминает Азалия. – Тогда я получила великолепную живую обратную связь от таких же, как я, молодых ученых и, что важно, от преподавателей. Это поменяло ход всей работы, и я смогла в аспирантуре грамотно спланировать дизайн исследования. Еще я нашла круг единомышленников, познакомилась с девушкой, которая сейчас уже имеет степень магистра. Мы дружим до сих пор, встречаемся и обсуждаем научные идеи, делимся результатами. Конференция – это шанс услышать советы и комментарии серьезных ученых, ресурс для личностного роста.
Но как же довести идеи молодых исследователей до практической реализации их идей, как облегчить им путь в школы, детские сады? Сергей Косарецкий предложил подумать о создании маркетплейса исследований молодых ученых с описаниями ценности и практического эффекта, нечто вроде сайта знакомств с потенциальными запросами и заказами от практиков. Ассоциация могла бы взять функции сопровождения и распространить информацию о нем среди образовательных учреждений. Теория, оторванная от практического образования, – это титанические усилия и время, положенные в стол. Опираясь на свежие и дерзкие идеи тех, кто сам отошел всего на два-три шага от детства, образование может стать более красочным, качественным и полноценным.
Людмила ПОЛОНСКАЯ
Комментарии