search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

В центре внимания – культура речи учителя!

Кафедра филологического образования Московского института открытого образования и Ассоциация учителей русского языка и литературы города Москвы в рамках Недели русского языка и литературы, посвященной Международному дню родного языка, третий год подряд проводила профессиональный турнир знатоков русского языка среди всех учителей-предметников, а также школьных библиотекарей, психологов, социальных педагогов и администрации образовательных учреждений Москвы.

Ц​ель мероприятия – повышение уровня владения русским языком участников образовательного процесса, содействие воспитанию интереса к русскому языку и русской речевой культуре, развитие языковой, информационно-коммуникативной, социокультурной компетенций работников образовательных учреждений города. Не случайно девизом мероприятия стали слова поэта Семена Данилова, когда-то сказавшего:Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком -Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.Это был  не просто турнир, это был  настоящий праздник встречи единомышленников – людей, любящих и знающих свой родной русский язык прежде всего по роду своей профессиональной деятельности, праздник разума и общения, чувства и мысли. Турнир уже имеет пусть небольшую, но все-таки историю. Впервые он прошел в 2011 году на базе Центра образования №1631, победителем тогда стала команда Центра образования №1989 (директор – Ирина Дашкевич). И каково было удивление организаторов, когда в прошлом, 2012 году победителем турнира вновь стала команда Центра образования №1989, который встречал участников турнира и в этом году.Председателем жюри очного,  третьего, турнира выбрана заведующая кафедрой филологического образования МИОО  Людмила Дудова, в жюри вошли самые уважаемые в педагогическом сообществе люди:  победитель конкурса «Учитель года-2012» директор гимназии №1520 Вита Кириченко, доктор филологических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО Светлана Колосова. На турнире активно работали  члены Единой независимой ассоциации педагогов (ЕНАП): почетный работник образования РФ учитель русского языка и литературы ЦО №1485 Марина Смирнова, ведущий эксперт ЕГЭ по русскому языку, учитель русского языка и литературы  школы №1001 Оксана Данилова. Не менее интересным можно считать замысел создания независимого жюри, состоящего из членов городского Совета молодых специалистов – учителей русского языка и литературы. Участие в турнире приняли более 100 педагогов  из 11 образовательных учреждений г. Москвы (школы №1631, 1273, 478, 1989, 1540, 1101, 499, 1959, 251, 739, 1739). На заочном отборочном этапе команды должны были создать электронную газету-проект на тему «Границы моего языка означают границы моего мира» (Л.Витгенштейн) и разместить ее в информационном пространстве http://mioo.seminfo.ru. Все команды справились с заданием,  учителя проявили много фантазии, остроумия и, конечно, увлеченности. По итогам заочного тура для участия в очном состязании были отобраны 8 команд. Каждая команда состояла из 7 человек (3 словесника и 4 несловесника). Болельщики ни на минуту не переставали скандировать лозунги, тем самым морально поддерживая свои команды.После проведения жеребьевки, которая определила очередность выступлений, последовал первый тур игры – «Визитная карточка». Во втором туре игры под названием «Блиц» на сцену были приглашены по одному представителю-несловеснику от каждой команды. «Блиц» в переводе с немецкого языка означает «вспышка». На вопросы помощника ведущего участники тура должны были дать быстрый и, безусловно, правильный ответ. Вопросы были подобраны непростые («Слово «кукла» одушевленное или неодушевленное?», «В слове «сбежал» приставка З или С?», «В слове «гостиная» одна буква Н или две?», «В слове «яблоко» больше букв или звуков?», «Ъ – звук или буква?»), но некоторые участники давали правильные ответы до последнего, пока жюри не решило поощрить каждую команду. Как важно в современной школе передать учащимся общие знания о профессиях! Казалось бы, а что может быть элементарнее? Только в последние десятилетия в России появилось столько новых модных профессий. И слова там далеко не простые. Известны ли они нашим учителям? В третьем туре каждая команда получила карточку с 5 названиями профессий определенной области. Задача – прояснить, чем именно занимается человек – носитель каждой из профессий. Многие учителя проявляли невиданную эрудицию, приводя правильные значения к словам из мира моды и красоты (колорист, брейдер, имиджмейкер, кутюрье, байер), образования (тьютор, тифлопедагог, коуч, трайнер, фасилитатор), бизнеса и торговли (маркетолог, мерчендайзер, дистрибьютор, супервайзер, андеррайтер), речевой коммуникации и психологии (копирайтер, спичрайтер, промоутер, рекрутер, хэдхантер). И вот дошла очередь до той категории учителей в командах, которая  до сих пор оказалась по достоинству неоцененной. Конечно, это учителя русского языка и литературы. Четвертый тур «Вопросы на засыпку» был ориентирован именно на них. Все знакомы с понятием прецедентного текста, когда любой говорящий на русском языке после произнесения начала фразы способен ее продолжить. Учителям-словесникам ли не знать такие тексты? «Мороз и солнце…», «Мой дядя…»… Но организаторы турнира пошли от противного. Задача игроков заключалась в том, чтобы по финалу текста  классического произведения русской литературы угадать автора и название этого произведения. Тур прошел напряженно и динамично. Можно сказать, что это была поистине кульминация всего профессионального конкурса. Он во многом определил исход игры. Однако последнее, решающее, слово было дано болельщикам, которым предлагали задания на подбор фразеологизмов к речевым ситуациям, на замену болгарских пословиц русскими аналогами, на угадывание фразеологизмов по рисункам, на образование названий жителей от названий городов. Наступил самый ответственный момент. Жюри предстояло выбрать лучших из лучших. Команды школ №499 и №739 заняли почетное 1-е место, на 2-м месте команда  школы №1739, на 3-м –  команда школы №1273. Все победители и призеры были награждены почетными грамотами и подарками в виде ценных книг. Командам, занявшим 1-е место, торжественно вручили переходящий кубок (по доброй традиции школы-победительницы принимают в своих стенах участников турнира следующего учебного года). Все остальные участники турнира получили сертификаты, а также возможность, зарегистрировавшись на сайте kurs.mioo.ru, в дальнейшем получить сертификат о прохождении курсов повышения квалификации на 12 часов.В заключение игры прозвучали слова Вадима Шефнера:Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить,Слово можно в разящий свинец перелить.Пусть разменной монетой не служат они, Золотым эталоном их в сердце храни!И не делай их слугами в мелком быту -Береги изначальную их чистоту.Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,Только эти слова тебе могут помочь!Турнир в который раз заставил вспомнить, что педагогическое слово – великое дело, у него огромные возможности. Оно опора в профессиональной деятельности учителя, залог его успешности и состоятельности.  Роман ДОЩИНСКИЙ, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте