В декабре 2023 года в Санкт-Петербурге состоялся XIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Несколько дней на площадке Экспофорума обсуждались самые актуальные и важные вопросы, связанные с сохранением и развитием территорий, которые являются мировым хранилищем льда. Среди этих вопросов нет тех, которые не касались бы каждого государства, каждого региона, каждого из нас. Это вопросы экологии, глобального потепления, актуальных научных исследований, развития экономики, транспорта, социальной сферы.
Слоган межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» – «Арктика – дело каждого». И учителя тоже. Именно поэтому особое внимание на форуме было уделено вопросам образования в полярной зоне, вовлечения детей и молодежи в исследования и проекты, связанные с изучением полюсов, а также роли в этом педагогов и наставников. Как же сделать так, чтобы это были не просто слова, а реальные дела каждого из нас во имя устойчивого развития и полюсов, и планеты? Для тех, кто работает в системе дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования, ответ очевиден – надо сделать на этом пути своим союзником учителя.
Делегация Центра просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации представила опыт центров по популяризации арктической повестки среди школьников благодаря уникальному опыту педагога, побывавшего в арктической экспедиции. Такую возможность получают учителя, ставшие победителями профессиональных педагогических конкурсов, проводимых Министерством просвещения РФ. Участие в такой экспедиции – специальный приз, который ежегодно вручает госкорпорация «Росатом». Благодаря полному взаимопониманию в том, что вклад в учителя – это вклад в будущее страны, победитель конкурса получает уникальную возможность – отправиться в экспедицию на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы» и своими глазами увидеть атомные технологии, а также погрузиться в завораживающий и таинственный мир хрупкой природы Арктики.
– Арктическая экспедиция, которую я возглавил в 2018 году, меня как учителя многому научила. Это был мой первый опыт организации образовательной работы с детьми в формате научного волонтерства, их погружения в гражданскую науку, науку во имя людей. Именно Северный полюс дал толчок появлению многих школьных исследовательских проектов, делающих ближе и понятнее удивительный мир Арктики. Кроме того, такие экспедиции – лучший способ профориентации и повышения интереса к Арктике, – отмечает победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, директор Гимназии Святителя Василия Великого Иван Смирнов.
Что это дает самому учителю и, главное, как этот опыт учителя становится залогом успеха и достижений его учеников – вот что стало главным лейтмотивом выступления на площадке форума Юлии Есауленко, руководителя дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив. Именно учитель в школьном кабинете или лабораториях центра «Точка роста», в детских технопарках «Кванториум» создает будущее, вовлекая своих учеников в научные исследования и проектные разработки, эксперименты и наблюдения, которые потом становятся интересом на всю жизнь для многих, а для некоторых – профессией или предметом научных изысканий. Именно учитель, у которого появляется возможность стать причастным к большому яркому событию, например арктической экспедиции, может сделать своих учеников небезразличными к судьбе Арктики, будущему страны и планеты.
Участники образовательных площадок форума утвердились во мнении, что важно сделать учителя человеком, вовлеченным во все самое уникальное, передовое и интересное, что происходит в стране. Ведь без увлеченности самого учителя, без предоставленной ему возможности увидеть все своими глазами, пообщаться со специалистами, поучаствовать в работе профессиональной команды ничего не произойдет и в жизни ученика. А то, что учитель вложит в головы и души учеников, определит и судьбу каждого из них, и судьбу Арктики, и судьбу России. Поэтому важно не упускать возможности сделать учителя своим единомышленником, союзником, показывать учителям все самое уникальное, передовое и интересное. Именно так к нам в школы придут лучшие молодые специалисты и настоящие патриоты своей страны.
Ольга ШУГАЕВА, начальник отдела методических разработок дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив; Юлия ЕСАУЛЕНКО, руководитель дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив
Комментарии