Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Узнать – понять – запомнить

УГ - Москва, №23 от 9 июня 2009. Читать номер
Автор:

Что делать, если музей решили посетить дети с особыми образовательными потребностями? Как гид должен общаться с детьми, чтобы экскурсия не получилась формальной, а способствовала развитию их познавательной функции? На эти и другие вопросы ответили преподаватели коррекционной школы №359 во время «круглого стола», который состоялся в музее «Огни Москвы».

Радует, что российское образование претерпевает изменения в лучшую сторону – с этого начала свое выступление преподаватель коррекционной школы №359 Ирина Калинина. Дети постепенно интегрируются в общество, и для каждого педагоги выстраивают свой образовательный маршрут. По ее словам, в развитии таких детей особую роль играет музейное воспитание.

Но порой учителям приходится сталкиваться с тем, что экскурсоводы не понимают проблем этих детей. Музей «Огни Москвы» провел опрос, который показал, что нередко гид отказывается провести экскурсию в тот момент, когда дети переступают порог музея. К тому же преподавателям приходится слышать в свой адрес и такое: «А зачем им вообще ходить в музей?» Директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова объясняет такое отношение отсутствием квалифицированных кадров.

Как рассказала Марина Котина, преподаватель школы №359, есть экскурсоводы, которые считают, что уже в самом процессе экскурсии они могут подстроиться под детей с особыми нарушениями, например рассказывать об экспонатах так, как они это делают для дошкольников. Этот подход в корне неверен, считает Котина, поэтому экскурсовод замечает, что необычные посетители музея отвлекаются, в итоге в целом увлекательный рассказ остается незамеченным. Поэтому экскурсоводу, а к такому выводу пришли учителя коррекционной школы, для более эффективной работы следует руководствоваться специальной методикой, разработанной специально для музейных работников. Ее презентация состоялась во время «круглого стола». При этом Ирина Калинина подчеркнула: «Наша задача заключается в том, чтобы Год равных возможностей перерос в жизнь равных возможностей».

В методике используются работы специалиста-дефектолога С.Рубинштейна. Особых детей он сравнивает с растениями, у которых плохие корни. В обычных условиях они чахнут и не могут зацвести. Но задавшись целью переделать почву, то есть систему культурного воспитания, можно добиться впечатляющих результатов. И хотя «беспредельного развития больного ребенка достичь нельзя», все-таки остаются неизвестными пределы, которых можно достичь в развитии особых детей.

После вступительной части, в которой отмечается важность внимательного изучения экскурсоводом состава группы и дифференцированного подхода к ребятам, авторы считают, что нужно давать практические советы, как проводить экскурсии для детей с интеллектуальными нарушениями. По их мнению, музейным работникам стоит запомнить, что лучше избегать в своем тексте упоминания исторических дат, цифр и даже фамилий – дети их просто не в состоянии усвоить. Зато можно, советуют методисты-психологи, сфотографировать ребенка рядом с музейным экспонатом. У особых детей, как правило, существуют проблемы с запоминанием информации, а фото как раз помогает ребенку закрепить полученные знания. Гиду также важно показать крохотную часть экспонатов и рассказать о них как можно подробнее и понятнее.

Экскурсовод музея «Огни Москвы» Анна Осадчая считает, что важно действовать по принципу «меньше, но ярче». Поэтому психологи советуют заранее составить программу выступления и правильно подобрать временной интервал. Детям, посещающим музей впервые, нежелательно находиться в нем более 30 минут. Это объясняется тем, что они некомфортно себя чувствуют в новом месте и быстро утомляются.

Стоит отметить, что все выбранные экспонаты должны быть связаны с реальной жизнью ребенка, экскурсоводу нужно четко выстраивать свою речь: она должна быть краткой, эмоциональной и упрощенной. Психологи напоминают, что у детей часто присутствует эмоциональная неустойчивость, поэтому не следует «вытягивать» из них эмоции, такое поведение может вызвать у ребенка приступ эйфории, из которого его будет трудно вывести. Музейный работник должен создавать ситуации успеха и поощрения: похвалить вовремя ребенка, чтобы и у других появился стимул отвечать и задавать вопросы.

Но самое сложное для экскурсовода – принять детей такими, какие они есть. Директор музея призналась, что она после общения с ними полностью поменяла свое мировоззрение, и призывает других следовать ее примеру. Ведь дети чутко отзываются на доброжелательное к себе отношение и начинают проявлять интерес со своей стороны.

Ирина Калинина вспомнила, что с боязнью отправляла свою группу в Третьяковскую галерею. Этот музей для них она охарактеризовала так: «Третьяковка – место, откуда люди выходят просветленными». Ее опасения не оправдались, экскурсия длилась целых три часа, что для детей с интеллектуальными нарушениями настоящий рекорд. Отвечая на вопросы учителя, дети дали понять, что встреча прошла не зря, они душевно преобразились. Так что польза от подобных мероприятий всегда есть, не коммерческая – социальная.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту