search
main
0

Увидеть Петергоф по-новому, или Куда не ступала нога гимназиста

Академическая гимназия №56 Петроградского района и «Новая ферма», музейный центр ГМЗ «Петергоф», начали реализацию новой совместной программы «Петергофские университеты».

Как пояснила куратор проекта – руководитель «Новой фермы» Елена Новикова-Китаева, программа создана как система музейных занятий для учеников четвертых, седьмых и десятых классов. И по задумке авторов, должна способствовать расширению образовательного пространства и воспитанию юных петербуржцев.

Занятия проходят в Петергофе – в музеях, парках, в музейном центре «Новая ферма» – в течение всего учебного года и тематически связаны со школьными программами по истории России или Санкт-Петербурга. Так, учеников начальной школы знакомят с азами исторической науки и музейного дела, рассказывают об эпохе императора Петра I. Музейные педагоги, по словам Елены Новиковой-Китаевой, помогают гимназистам увидеть в Петергофе не только историческое пространство праздника и увеселений, но и заложенную здесь его основателем символическую модель мира человека начала XVIII века. Закрепить знания о преобразованиях первого императора России помогает мастер-класс по рос­писи изразцов в мастерской «Новой фермы». А в ходе экскурсии в музей «Дворец Петра I в Стрельне» школьники, с одной стороны, узнают о традициях путешествий, с другой – получают представление, как коммуникации влияют на развитие культуры, а также знакомятся с различными трудоемкими технологиями декоративно-прикладного искусства.

Образовательный блок «Открытия и изобретения Нового времени», разработанный для седьмых классов, посвящен миру периода Великих географических открытий, увлечению Востоком, личности и эпохе императрицы Екатерины II, барочным праздникам и театрализации искусства. Елена Новикова-Китаева отмечает, что в рамках этих занятий гимназисты посещают музеи, до которых обычно школьные группы доезжают редко, – «Китайский дворец» и «Картинный дом» в Ораниенбауме. В музее совершенно иного плана – «Дворцовой телеграфной станции» в парке «Александрия» – можно получить представление не только о первых системах передачи сообщений на расстоянии, узнать, что такое оптический телеграф и чем мы обязаны Ивану Кулибину и Августину Бетанкуру, но и увидеть взаимозависимость военно-политических событий и технологий коммуникаций. Музейное занятие построено так, чтобы мотивировать гимназистов сравнивать и выявлять взаимосвязи между различными явлениями мировой истории.

Программа для десятиклассников получила название «Петергоф как репрезентация власти». Основным форматом работы с гимназистами становится дискуссия. Им предлагается поразмышлять, как интерпретируются исторические факты, что такое научная реконструкция и реставрация, на примере петергофских дворцов выявить зависимость между архитектурной формой и политическими задачами репрезентации власти. На примере жизни императора Александра II, который был одним из самых подготовленных к управлению страной российских правителей, старшеклассников призывают подумать на тему, что имеет в истории большую силу – обстоятельства или личность, везение или профессионализм.

По отзывам учителей истории, занятия в рамках программы «Петергофские университеты» становятся просто незаменимыми помощниками. Как заметила заместитель директора по работе с учащимися академической гимназии №56 Елена Поляшева, ребенку потом намного легче понимать события, которые происходили в те или иные исторические годы.

– История – это такая материя, где много содержательной части и где немудрено запутаться в событиях и датах, – говорит Елена Поляшева. – Однако после поездок в Петергоф, где можно работать непосредственно с историческим материалом, ребятам легче усваивать темы, легче проводить аналогии между событиями.

P.S. Особого внимания заслуживает программа «Школа музейных профессий. Интенсив», созданная музейщиками с подачи преподавателей гимназии, когда старшеклассники выезжают в Петергоф и на несколько дней погружаются в жизнь музея-заповедника и мир музейных профессий. В следующих номерах «Учительской газеты» ознакомиться с интересными и необычными профессиями смогут и наши читатели.

Из первых уст

Майя ПИЛЬДЕС, председатель совета академической гимназии №56, народный учитель России:

– Когда я ознакомилась с программами ГМЗ «Петергоф» по работе с разновозрастными детьми, то поняла, что эти программы уникальные, потому что позволяют не только полюбоваться парками и фонтанами, но и открыть для себя новое в музейном мире. Мне сразу пришла в голову мысль сначала привезти сюда учителей. А поскольку все начинается с начальной школы, то учителей начальных классов. На базе музея-заповедника мы провели методическое объединение и еще раз убедились в том, что для нас как для гимназии этот проект очень важен. Почему? Потому что для нас актуальна тема расширения образовательного пространства. Мы активно используем город как учебный класс, как поле формирования современного петербуржца.

Я убеждена, что образование не заканчивается школой или вузом. Образование – это то, с чем человек живет всю жизнь, и то, что могут дать Петербург и окружающие его жемчужины – Царское Село, Павловск, Петергоф, Гатчина, Ораниенбаум, – бесценно. Очень нужно, чтобы дети бывали там по собственному желанию, уже став взрослыми. Это историческое ожерелье можно открывать до бесконечности и читать этот роман с Петергофом, Царским Селом, Павловском неотрывно. Для нас, россиян, сейчас открыт весь мир, но прежде, чем ехать в Париж, Рим, Прагу, важно увидеть то, что здесь, рядом. Этот роман должен быть с продолжением. Это важно для учителей, детей и родителей. Как это ни сложно сегодня, но мы всегда находим возможность вывезти детей на экскурсию. Например, в рамках проекта «Карта Родины» наши гимназисты обязательно посещают Выборг, Великий Новгород, Москву, Псков, Тулу и т. д. Дети из этих поездок возвращаются другими, и это тот эффект, на который мы рассчитываем. У большинства из них происходит открытие Родины.

Справка 32 музея и 4 музейных парка входят в состав ГМЗ «Петергоф».18 абонементных программ для детей 3-16 лет в арсенале МОЦ «Новая ферма» – лучшего в России проекта в сфере музейного образования по версии фестиваля «Интермузей»-2016.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте