Человеку свойственно мыслить образами. Образная память, как известно, самая прочная. Вопрос оптимального использования этого свойства человеческой психики в процессе обучения и развития школьников я решаю проведением таких форм уроков, которые активизируют креативность, воображение учащихся. Это воображаемые путешествия по древним и средневековым городам, странам. Написание сочинений на темы, начинающиеся с традиционного «Что было бы, если бы…». Такого рода работы для успешного их выполнения требуют применения самого сложного теоретического материала, глубоких знаний исторических закономерностей, подключения творческого воображения.
Следующий «столп», на котором держится моя система, – это освобождение учащихся от боязни ответить неправильно. С ребенка должно быть снято чувство страха, чувство неуверенности в своих силах. Эта проблема решается посильностью заданий, похвалой, отказом от крайне негативных форм оценок. Ученик должен учиться победно. Меньше разочарований и неудач – главных причин стресса и нервно-психических перегрузок учащихся.
Пусть дети дают не только логически стройные ответы, но и учатся искусству постановки вопроса. Чтобы стимулировать учащихся, оцениваю не только ответы, но и вопросы. Не перестану повторять, что вопрос о человеке может сказать гораздо больше, чем ответ. Считаю, что оптимален для активизации данного вида деятельности учащихся урок-пресс-конференция, авторские наработки которого у меня имеются. Например, при обобщении темы «Древний Египет» часть учащихся играет роли фараона, жреца, вельможи, воина, крестьянина, раба, перенесшихся в наше время, а остальные – журналисты. К уроку учащиеся готовятся заранее. «Журналисты» продумывают вопросы, «египтяне» штудируют учебники. Начинается игра. По правилам «журналисты» и «египтяне» могут меняться ролями в случае, если журналист поставит одного из «древних людей» в тупик своим вопросом. Дальше он занимает место за столом интервьюеров. Ученики-«египтяне», ответившие на все вопросы журналистской братии, в конце урока получают орден под названием «непотопляемый». Лучшие вопросы отмечаются медалью «За лучший вопрос». Эту форму урока легко адаптировать практически под любую тему.
В последний год в свою систему обучения я начал внедрять решение исторических задач. Толчком стал попавший мне в руки «Задачник по истории России» С.Смирнова. Подлинными знаниями становятся только лично найденные ответы на сложные вопросы. На каждом уроке должны быть «толчки» к включению самостоятельного мышления учащихся, к самостоятельному умственному труду. Здесь, как мне кажется, слабое место нашего исторического образования.
К примеру, для того чтобы ответить на вопрос: «Почему в Европе боялись варягов и приходили в ужас при одном их упоминании, а на Руси не боялись, хотя и недолюбливали?», – нужно «перелопатить» огромный материал, включить воображение, творческое мышление, провести сложную аналитическую работу.
К моему сожалению, сейчас высоко ценится тот школьник или абитуриент, который больше помнит, а следовательно, и знает. Верен ли этот подход? Ведь обществу нужны люди, не только знающие историю, но и понимающие ее закономерности, вносящие в нее свои критические мысли, умеющие анализировать исторический опыт, делать актуальные выводы. Иначе будет прав острослов, сказавший, что «история только тому и учит, что ничему не учит».
Значительную роль в моей системе играют методики, направленные на развитие у учащихся критического мышления. На уроках это выражается в использовании текстов с заведомыми ошибками в форме писем, летописей, рассказа учителя с заведомыми ошибками. Ошибки, найденные в рассказах учителя, приводят учащихся в настоящее упоение, хотя это и игра. И даже после того, когда игра закончена, учащиеся внимательно следят за рассказом учителя. Например, «на ура» проходит урок-путешествие по древним Афинам под руководством «экскурсовода-недоучки», в роли которого выступает учитель. За каждую обнаруженную неточность ученик получает «автограф» знаменитого грека на древнегреческом, который нужно еще прочитать, а в конце прийти к выводу, что русский алфавит корнями уходит в древнегреческий.
В более старших классах – это политбои, где учащиеся делятся на либералов, консерваторов, социалистов и т.д. и отстаивают их позиции.
Считаю очень важным осуществление руководства самостоятельной работой учащихся с учебниками и дополнительной литературой, для чего использую специально разработанные памятки, являющиеся своеобразной «инструкцией» по чтению той или иной специальной литературы.
Во внеклассной воспитательной работе большое внимание, начиная с раннего подросткового возраста, уделяю психологическому всеобучу под лозунгом «Познай себя» с использованием разнообразных тестов, тренингов общения и т.д. Учу детей ценить роскошь человеческого общения, понимать все его нюансы, учу говорить и слушать, читать мысли людей по их жестам, мимике, позе; «завоевывать друзей и влиять на людей». Считаю, что это одно из важнейших условий успеха учащихся в будущем.
Считаю, что данная система прививает ребятам умение жить в условиях расширяющейся демократии, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе, развивает способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия. Отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность рождает у учащихся уважение к ней, признание ее достоинств и значимости. Это в конце концов отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.
Чувашия
Комментарии