Я очень высоко ценю подвижничество людей. Когда начиналась программа благоустройства «Мой двор, мой подъезд», сразу стало ясно, что руководители образовательных учреждений отличаются друг от друга. Я понял, что есть показатели, есть еще и отношение не только к показателям, но и к делу. Можно дать колоссальное количество денег, деньги будут истрачены, мы получим проблему из-за того, что ничего не сделано.
Я стал на конкурсы распространять такой принцип: деньги даем, но каждый должен хоть немножко, но поучаствовать в общем деле.
Однажды на прямом телеэфире в программе Бориса Ноткина поступил телефоный звонок и мне задали вопрос: «Когда префект отремонтирует лифт в нашем подъезде, а то ведь невозможно в него войти, он заплеванный, зашарканный, грязный?» Я ответил: «Никогда! Пока вы не воспитаете своих детей и сами не будете заниматься чистотой в своем доме, ни глава управы, ни префект порядка там не наведут!»
Нам нужно заниматься воспитанием детей, но не только на словах, а через труд.
В каждом подъезде есть велосипеды, коляски. Но там, где родители приложили свой труд, там все сохраняется, все в порядке, ничто не сломано. Мы даем 80% средств на то, чтобы все было приведено в порядок, но на 20% жильцы должны внести свой вклад. Не деньгами, а работой.
Я часто прихожу в детские учреждения, в школы. Знаю, что у нас 48 ОУ не благоустроили свои пришкольные и придетсадовские дворы, в этом году мы решим проблему финансирования этих работ. Но я участвую в открытии новых детских садов, а потом слежу за тем, как складываются дела. Есть руководители, которые приходят и просят помочь, ты им отказываешь, а они в любую дырку проходят и своего добиваются. Скажу честно, таким руководителям хочется помогать, что-то для них делать. Мы – управы и префектура – будем активно помогать им даже сверх того, что положено и можно выделить в условиях сложных юридических отношений, когда все разделено на государственное и муниципальное, и мы тратим больше времени на выяснение, например, может ли управа выделять деньги на благоустройство объектов, находящихся на земле, принадлежащей Департаменту образования. Хотим сделать полезное дело, построить те же самые межшкольные стадионы, и сразу возникает вопрос, а на чьем балансе они будут находиться, чтобы, не дай бог, не нарушить закон.
У нас есть отличные результаты. Например, есть детские сады, которые занимали первое место в городе на конкурсах. Я думаю, тут очень многое зависит от руководителя. Когда показывают территорию детского сада, где есть огород, есть грядка-аптека, понятно, что, создавая это, дети играют, но при этом подспудно создают продукт, принимают участие в общей работе. Это важно.
Я вчера вернулся домой пораньше и увидел в собственном дворе, как 15 детей нашего дома целый день рыли землю и устраивали фонтан. Они это делали сами, не ожидая, когда придут взрослые, и это была не игра, а вполне серьезное дело. То же самое в школе. Там, где все сделано красиво и дети участвовали в этом деле, все сохраняется и становится еще краше. Если в 48 учреждениях, которые сегодня обеспечивают финансами для проведения благоустройства территорий, будут привлечены к работе школьники, если они не будут заниматься тяжелой работой, а даже просто помашут метлами, то воспитательный эффект будет все равно значительным, дети поймут, что красивая территория школы или детского сада – это дело, сделанное и их руками.
Мнения по поводу
Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования:
– Мы побывали в детском саду №2412, и впечатление самое восторженное. Этому детскому саду на территории не хватает только площадки для устройства автогородка, где ребятишки изучали бы правила дорожного движения. А так в нем есть все. Все малыши вовлечены в общественно полезный труд, они поливают цветы, они, как муравьи, ползают по участку, и каждый приносит пользу. Этот детский сад вполне можно выдвинуть на конкурс как лучшую территорию.
Мы посмотрели также детский сад «Лукоморье», в нем все прекрасно внутри (там многое создано для ребятишек) и на территории. Не зря в 2003 году он одержал победу в городском конкурсе.
Интересен и детский сад №2452: воспитательной работой, тем, что в нем есть музей и детей приучают с раннего детства к тому, что такое музей, какие бывают музеи, то есть используют музейную педагогику. Тут хороший спортивный зал, бассейн, каких в наших детских садах нет, хороший актовый зал, хорошо поставлена работа по здоровьесберегающим технологиям.
Валентина КОБОЗЕВА, начальник Управления образования Северо-Восточного округа:
– Мы посмотрели школу №827, школу №1286 с углубленным изучением иностранного языка и лицей №1571, и нас везде встречали талантливые дети. В школе №827 ученики с интересом рассказывали о своих проектах, о том, как они благоустраивали свою территорию, причем не только сейчас, а на протяжении долгого времени, о том, что они хотят сделать в перспективе, у ребят есть много интересных задумок. Нам очень понравилась атмосфера в этих образовательных учреждениях, на всех площадках очень много цветов, зелени. В школе №1286 нужно построить спортивный стадион – для этого там есть все условия, заинтересованность в работе всего педагогического коллектива. А в лицее №1571 провела экскурсию симпатичная девочка, которая с интересом рассказывала о планах, в частности, о том, что они хотят сделать зону отдыха для своих учителей. «Когда мы закончим школу, – сказала она, – то будем сюда приходить». Здание лицея после капитального ремонта, и тут с большим вкусом сделан первый этаж, мы все отметили изумительное оформление.
Евгений КУШЕЛЬ, заместитель руководителя Департамента образования:
– Заборы образовательных учреждений покрашены в разные цвета, это приятно, это неожиданно, это красиво. Работа на территориях школ дает детям ощущение своей земли – это большая воспитательная работа, при этом формируются свои традиции. Дети рассказывают о пришкольных территориях как о чем-то своем.
Сергей ГАГИН, начальник Зеленоградского управления образования:
– Мы побывали в четырех образовательных учреждениях – и везде нам понравилось. Скажу прежде всего о гимназии №1544 и прогимназии №1938 – это достаточно большой учебный комплекс. В прогимназии ребята для нас спели и станцевали, в гимназии мы увидели много наград. Огорчились, что у этих двух учреждений нет пространства для обустройства спортивных площадок. Может быть, имеет смысл вести разговор о дострое и обустройстве спортивного комплекса? На пришкольных участках мы увидели много довольно редких растений – пришлось записывать их названия, поскольку мы никогда раньше их не видели, хотя у всех есть дачи или садовые участки. Мы побывали в центре внешкольной работы «Митино» и порадовались, что там есть место для установки ФОКа, лишь бы кто-то захотел это сделать.
Комментарии