Не будем спорить с тем, что каждый проступок требует наказания. В случае с детьми нам более или менее понятно, в какой форме должно выражаться порицание и вразумление. А как усовестить взрослого, тем более подчиненного? А если коллектив педагогический? Как показал опрос руководителей образовательных организаций, тема нарушений, оплошностей, ошибок со стороны педагогов и наказания за них непростая. Подходить к ней нужно с известной долей деликатности, прежде всего потому что все мы живые люди и одно неверно принятое решение может принести неприятности конкретному человеку. Недаром подавляющее большинство руководителей образовательных организаций в случае возникновения конфликтной ситуации придерживаются мудрой русской пословицы: «Семь раз отмерь – один отрежь».
Владимир СЕДОВ, директор гимназии №227, Санкт-Петербург:- На мой взгляд, самым действенным инструментом для человека, замеченного в невыполнении своих обязанностей, является разговор с глазу на глаз. То есть воспитывать взрослого можно и нужно только убеждением и личной беседой, без посторонних глаз и ушей. Потому что в момент публичности – на педсовете ли, в лаборатории, на методическом совете – невозможно объяснить все так, как ты это сделаешь один на один. При индивидуальной беседе ты можешь очень доходчиво объяснить человеку, почему делаешь так, а не иначе, с чем связано твое решение, в чем-то его убедить, в чем-то разубедить и т. д.Почему случаются досадные проколы в работе? Мне кажется, учителя, как любого человека, очень затягивает рутина. Как говорится, взгляд замыливается. Каждый год, когда какие-то правила повторяются, мы про них забываем, и приходится каждый учебный год начинать сначала, то есть рассказывать, что нам необходимо помнить и о гражданской обороне, и о заполнении журналов и дневников, в том числе электронных, и о том, что мы встречаемся в определенный день недели, в определенный час, и т. д.Школа – большой общественный коллектив, и в нем, безусловно, имеют место межличностные конфликты. Здесь мы надеемся на помощь школьного психолога, который работает не только с детьми, но и с учителями. В помощь руководителю образовательной организации он снимает внутренние противоречия, которые могут возникать в учительском коллективе. И конечно, сам руководитель выступает в роли своеобразного медиатора, то есть говорит с одной стороной, с другой стороной, с двумя сторонами вместе. Часто это срабатывает, и конфликт умирает, не родившись. Плюс к этому в нашем педагогическом коллективе из 78 учителей 30 – педагоги-мужчины. Это очень помогает в работе и сводит межличностные конфликты практически на нет.Людмила МАРДЕР, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России:- В моей долгой директорской практике было 2-3 случая, когда я объявляла выговоры. Но это было так давно, что фактически забыто. Сегодня другая практика, другой подход. Например, ежемесячно в последний вторник мы проводим информационное совещание, где анализируем, что происходило за месяц. Говорим спасибо, если что-то получилось, и называем имена, и говорим, что не получилось, но имена при этом не называем. Это, конечно, тактический ход, воспитательный момент. Но коллектив все понимает, и тот, кому нужно что-то уточнить, всегда может обратиться с вопросом, но уже при личном посещении директора. Потому что издать приказ легко, но мы работаем в педагогической среде, и это станет действительно болезненным уколом. Когда же человек придет, то в личной беседе всегда можно найти нужные слова, чтобы это звучало сочувственно, и в то же время работник понимал, чем вы недовольны как руководитель, а не как человек.Больше всего меня как директора гимназии беспокоит, если поступают жалобы от детей на поведение на уроке того или иного учителя. По этому поводу стопроцентно состоится разговор с педагогом. Если поступает жалоба со стороны родителей, то я всегда говорю: «Давайте встретимся втроем, чтобы вы задали вопросы учителю, чтобы я при вас отреагировала и, может, мы даже провели служебное расследование». Однако, если честно, «очные ставки» родители игнорируют. А если приходят, то по итогам беседы признают, что знают мнение только одного участника конфликта – ребенка. Поэтому любой конфликт нужно рассматривать со всех сторон, ведь у учителя тоже есть право защитить себя.Валерий МАКАРСКИЙ, директор гимназии №2, г. Тосно:- Я вспоминаю, как меня, молодого учителя, вызывали на партком и песочили за то, что я не в той одежде хожу, что не уважаю мнение старших и т. д. Конечно, сегодня такого ужаса нет и уже не может быть. Но нельзя забывать, что все мы люди, всем нам свойственно кого-то обсуждать и осуждать. По опыту могу сказать, что учителя редко терпят, когда им делают замечания. Наверное, это профессиональная, да и возрастная, особенность.Нельзя не учитывать и тот факт, что педагогический коллектив в основном состоит из женщин, а они к критике вообще относятся более чем серьезно. Поэтому я стараюсь избегать критики в работе, особенно публичной. До этого я работал в Войскоровской школе, теперь работаю в тосненской гимназии №2, но за десять лет руководства обеими школами ни разу не объявил выговор. Хотя, признаюсь, иногда очень хочется.Вообще с возрастом я стал к «разбору полетов» относиться философичнее. Следую поговорке «утро вечера мудренее». Есть руководители, которые придерживаются другой позиции и конфликты решают так – увольняют обоих участников. Но, мне кажется, нужно время, для того чтобы появилась объективная оценка и сформировалось мнение. Нужно отойти от эмоций. Мы сегодня и так живем в эмоционально перенасыщенном мире, и у всех достаточно много проблем.Конфликты между учителями, естественно, бывают, но чаще всего эти конфликты, если коллектив высокопрофессиональный, не связаны с профессиональной деятельностью. В основном это конфликты, построенные на каких-то эмоциях, на уровне «кто-то что-то где-то услышал и обиделся».КомментарийИрина ГРИШИНА, профессор кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук:- В школе нужно задавать ориентиры, для того чтобы люди знали и видели, как нужно работать, к чему нужно стремиться. Санкт-Петербург всегда славился педагогикой успеха для детей, и я думаю, что есть смысл мотивировать на это и взрослых. Нужно выстраивать работу так, чтобы человеку было стыдно, неудобно делать неверно, чтобы он стремился к лучшему. В нынешних условиях важно, наверное, создавать такую конкурентную среду в школах, чтобы в школы стремились лучшие и чтобы внутри школ люди хотели работать лучше. Во всяком случае, нужно пробовать так делать.Если все-таки необходимо порицание, то в каждой школе есть приказ о распределении стимулирующего фонда и надбавок, есть устав, в котором прописаны права и обязанности работника, есть должностные инструкции, правила поведения, поэтому работать нужно в режиме здравого смысла. Если ты нарушаешь инструкции, то понимай, что за это нужно нести ответственность.Ленинградская область
Комментарии