search
main
0

Успешность личности и общества определяют знания. Лев КУЗНЕЦОВ, губернатор Красноярского края

Модернизация необходима не только в экономике, но и в социальной сфере. Мы тратим на нее более половины бюджета, и для нас важно, насколько эффективно используются эти средства. В современном мире стремительно возрастает роль человеческого капитала: знаний, профессиональных умений, физических сил, которыми человек располагает. Все это определяет успешность не только личности, но и общества в целом.

Если интегрировать направления социальной сферы, которые этот человеческий капитал формируют, то мы получим ту комфортную среду проживания, которую обязаны создать в Сибири. Красноярский край должен быть конкурентоспособен не только в сфере промышленности и природных ресурсов, но и по качеству жизни. Регион должен привлекать население, обеспечивать людям безопасность, благополучие и уверенность в своем будущем. Поэтому наши приоритеты сегодня – образование, профессиональная подготовка, здравоохранение, культура и спорт, жилье и благоустройство. В образовании наиболее сложная ситуация сохраняется на его дошкольной ступени. Это дефицит детских садов. В прошлом году дополнительно введено за счет краевых и муниципальных средств более 3300 мест. При этом в Назарово, Железногорске и Зеленогорске такая проблема уже практически решена, еще в ряде городов она будет снята в ближайшее время. Однако в целом очередь по Красноярскому краю еще очень велика. Очевидно, что уповать на какое-то единственное, моментальное решение не приходится. Необходимо использовать различные подходы. О них говорилось на недавнем заседании Губернаторского совета. Это новое строительство, переоборудование и возврат зданий, развитие негосударственных форм дошкольного образования. Правительству края дано поручение в самое ближайшее время проработать и объединить эти варианты в целостную программу действий. Задача: в течение двух-трех лет снизить остроту проблемы существенно. На развитие среднего общего образования в 2010 году затрачено свыше 20 млрд рублей. Однако результаты ЕГЭ прошлого года показывают, что в отношении качества образования нам есть еще к чему стремиться. Допускаю, что система ЕГЭ несовершенна, но другой у нас пока нет. И эти экзамены показывают, что наряду с хорошими баллами по русскому языку и гуманитарным предметам наши выпускники показывают слабые результаты по математике и другим естественным наукам. Одна из причин этого состоит в том, что мы пока не обеспечили все школы квалифицированными кадрами и современной учебной базой. Поэтому Министерству образования и науки края надо обратить внимание на развитие дистанционных форм обучения на основе современных информационных технологий. Мы уже начали это делать, включая важнейшую по социальному значению программу обучения детей с ограниченными возможностями. Еще один важный аспект образования. Если мы ставим во главу угла его качество, то надо выявлять и развивать индивидуальные способности школьников. В 2010 году различными видами такого дополнительного образования было охвачено три четверти учащихся. Но не была сформирована единая система работы с одаренными детьми, в основе которой – охват всего края, бесплатность, применение новейших методик и последовательность. Эти принципы учтены в краевой целевой программе «Одаренные дети», реализация которой начата в текущем году. В сфере профессионального образования, в том числе высшего, важнейшим критерием считаю трудоустройство выпускников. За 2010 год учреждения профессионального образования всех уровней подготовили почти 30 тысяч рабочих и специалистов, в том числе около 7 тысяч за счет предприятий. Две трети из них были приняты на работу, без учета тех, кто продолжил учебу или был призван в армию. Это второй результат в СФО, и он выше, чем в среднем по России. Но надо признать, что многие выпускники трудоустраиваются не по специальности. Более того, в высшей школе по некоторым специальностям не могут найти работу по профилю до половины выпускников. И речь идет не всегда об экономистах или юристах, а об инженерно-технических и естественно-научных кадрах. Ситуацию надо менять, тем более что такова и федеральная политика в этом вопросе. Правительству края нужно активнее помогать вузам в получении кадрового заказа у компаний и организаций, работающих в регионе. Это может быть и информационная помощь, и установление определенных преференций для работодателей, которые принимают наших выпускников. Но сами компании также должны быть заинтересованы в подготовке и закреплении квалифицированных специалистов. Стремление решить кадровые проблемы за счет рабочей силы из других регионов или из-за рубежа – это легкомысленный и недальновидный подход. И у нас уже есть примеры ответственного двустороннего сотрудничества с предприятиями в виде создания в крае специализированных профессиональных центров по рабочим специальностям. Два таких центра начали обучение в прошлом году. В области высшего образования шаг в этом же направлении сделан в Сибирском федеральном университете. В сотрудничестве с компанией «Роснефть» в 2010 году открыт Институт нефти и газа для подготовки специалистов с перспективой работы в новой нефтегазовой отрасли Восточной Сибири. Необходимо отметить также работу предприятия «Информационные спутниковые системы», которое системно взаимодействует с СибГАУ по подготовке кадров. При этом краевой высшей школе надо развивать связи с экономикой не только по линии подготовки и трудоустройства специалистов, но и по линии научно-исследовательских работ. Очевидны перспективы активного включения вузов в краевую инновационную систему. И через привлечение студентов и аспирантов к НИОКР, и через создание малых венчурных компаний при наших флагманах – СибГАУ, педагогическом, техническом, медицинском университетах. Другим вузам также надо проявлять активность в инновационных разработках. Большую роль в этом может сыграть межвузовская кооперация с опорой на ресурсы СФУ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте