search
main
0

Успеем ли замотивировать студента?

Саратовский профсоюз - за программу преодоления дефицита педагогических кадров

В начале учебного года лидеры Саратовской областной организации профсоюза приняли участие в региональном форуме «PRO. Образование 64. Векторы развития», а также в обсуждении проблем подготовки педагогических кадров в Общественной палате области. Эта тема была главной и на сентябрьском заседании президиума обкома с участием и. о. министра образования региона Михаила Орлова. На всех площадках говорили о парадоксе. Сегодня как никогда – внимание сфере образования на уровне не только страны, но и области. Крупные суммы тратятся на строительство и ремонт образовательных учреждений. Ежегодно дипломы о педагогическом образовании получают около полутора тысяч выпускников саратовских вузов и колледжей. А на сайте педагогических вакансий сегодня – 463 позиции. В сельских школах два и более предмета ведут свыше 50% учителей. Дефицит кадров не преодолен. Почему выпускники не доезжают до школ?


Целевое направление как подушка безопасности

На президиуме областной организации профсоюза обсудили прибытие выпускников педагогических вузов в образовательные учреждения региона. В Марксовском районе, например, первого сентября начали работать 8 молодых специалистов – четверо в селах, четверо в школах города Маркса, все уроженцы района, вернулись домой. В Александрово-Гайский, Татищевский районы не приехал работать ни один выпускник.

Председатель обкома Николай Тимофеев прокомментировал ситуацию так: там, где вопросу профориентации уделяют внимание (Балаковский, Ртищевский, другие районы), обновление кадров идет. По предложению профсоюза действуют кружки и профильные классы педагогической направленности, лучшие из лучших получают целевое направление в вуз. Однако целостной системы работы по профориентации в области нет, во многих муниципалитетах она не планируется, не контролируется, не создается локальная нормативная база.

Больная тема сейчас – «целевики». Законодательная база отстает: нет муниципальных, областных актов, которые обязывали бы выпускников, получивших образование по целевому направлению, вернуться в свой район, к тем, кто давал это направление. Получается, что бюджетные деньги потрачены зря! На областном образовательном форуме-2021 вопрос о контроле за возвращением «целевиков» стоял особенно остро. Звучали предложения возложить ответственность за приток молодых кадров на глав администраций, учитывать этот пункт при их аттестации на должность.

Профсоюз взял на себя организацию ежегодного мониторинга хода профориентации в школах. Профсоюзные представители войдут в областную комиссию по целевому приему на педагогические специальности с учетом каждого муниципалитета, которая начнет работать уже в конце сентября. Саратовский государственный университет, с которым у областной профсоюзной организации заключен договор о сотрудничестве, выразил готовность принимать в своих стенах учащихся выпускных педагогических классов, проводить для них, помимо олимпиад, ознакомительные мероприятия.

Интернатура для учителей?

Статистика свидетельствует, что к не доехавшим до школы выпускникам «присоединяются» молодые специалисты, которые не сумели закрепиться в образовательном учреждении. Итог таков: педагоги со стажем до 5 лет в образовательных учреждениях области составляют 11,6%, а пенсионеры – 24,9%. Время требует концептуального обновления кадров, нужны люди с новой профессиональной платформой.

На площадке образовательного форума-2021 прозвучало предложение от СГУ им. Н.Г.Чер­ны­шев­ского: для выпускников педагогических факультетов установить интернатуру, как у врачей, на первые годы работы. «Начинающему специалисту нельзя доверить скальпель сразу, а формирование личности – можно?» – рассуждали коллеги.

Очень кстати Николай Тимофеев торжественно вручил знак «Лучший наставник молодежи», учрежденный в Саратовской области по инициативе профсоюза, педагогу-психологу лицея №2 города Пугачева Нине Викторовне Наумовой. Роль наставника в период такой интернатуры особенно важна, а психолога и подавно! В это время к молодым специалистам будет особое внимание не только со стороны коллектива образовательного учреждения, местной администрации и профсоюза, но и вузовских педагогов.

Кстати, на областном форуме сам губернатор поинтересовался у победителя регионального этапа конкурса «Учитель года»-2021 Дениса Орлюка, как он закрепился в профессии. И почему другие выпускники уходят? Денис Александрович ведет информатику в школе №3 города Балашова. Откровенно признал: его путь в профессию был непростым. После окончания Балашовского пединститута, филиала СГУ, преподавал в вузе, занимался научной работой.

Только после второй педагогической практики понял, что именно школа – его призвание. Знает из собственного опыта, что немало студентов педагогических факультетов к концу обучения не мотивированы на вступление в профессию. Четырех лет бакалавриата для этого оказывается недостаточно. Саратовские профсоюзные лидеры на областных дискуссионных площадках говорили о том, что корни этой незамотивированности – в профориентационной недоработке в школе, в качестве практик, в дефиците мудрых наставников.

Нами руководит бухгалтерия

Профсоюзная организация области держит на особом контроле реализацию постановлений разного уровня о повышении зарплаты работников образовательных учреждений. Приятными событиями нынешнего года стали очередное 10%-ное повышение с 1 августа, введение доплат для классных руководителей и кураторов студенческих групп в системе СПО. Но самое большое количество жалоб членов профсоюза – именно по вопросам оплаты труда. Более достойные средства получают педагоги с нагрузкой, превышающей норму в 1,5-2 раза. Система оплаты труда учителей, основанная на стоимости ученико-часа, не вписывается в нормы Трудового кодекса.

На заседании сентябрьского президиума лидер профсоюзной организации Базарно-Карабулакского района сообщила, что в муниципалитете распоряжение о 10%-ном повышении зарплаты учителям было только устным и воспринято в учреждениях как рекомендательное. В Балакове муниципальное постановление также не принято. Однако председатель Балаковской городской профсоюзной организации, одной из самых крепких в регионе, объяснила, что повышение идет за счет увеличения стимулирующих выплат, средний показатель по району выполняется. Валентина Семенеко, председатель Краснокутской районной профорганизации, считает, что это неточное исполнение постановления областного правительства. Издержки действующей в регионе системы оплаты труда сказались в очередной раз!

Лидер профсоюзной организации Вольского района озвучила то, что беспокоит и соседей. В результате снижения финансирования образования, выделенного району на год из областного бюджета, за первое полугодие уже выбрана большая часть средств, на зарплату до конца года денег не хватит. В сложной ситуации оказались педагоги автономных учреждений, которым напомнили, что они «должны кормить себя сами». Как исполнить для этой категории работников распоряжения президента о повышении зарплаты? На этот вопрос не смогли ответить не только руководители учреждений, но и в районном управлении образования. Педагоги вынуждены были обратиться в… централизованную бухгалтерию.

На президиуме обкома профсоюза шла речь о том, что в разных районах области, образовательных учреждениях по-разному подходят к реализации одних и тех же положений об оплате. Зачастую диктует бухгалтер, который обсчитывает расходы, а руководитель и чиновник уклоняются от своей главной задачи – так распорядиться выделенными государством средствами, чтобы оплата труда была важным стимулом для повышения его эффективности, закрепления кадров.

По итогам обсуждения программы преодоления дефицита педкадров партнеры пришли к единому мнению о необходимости конструктивной совместной работы. Для решения этой проблемы в рамках образовательного форума в лицее «Звезда» подписано соглашение между Министерством образования области, Саратовским национальным исследовательским университетом им. Н.Г.Чернышевского и обкомом Профсоюза образования.

Тамара ТИШКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте