С 26 по 30 ноября 2012 года в Москве состоится I Всероссийская конференция школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого. Конференция приурочена к 140-летию со дня рождения близкого друга семьи Л.Н.Толстого и руководителя Первой студии МХТ Леопольда Антоновича Сулержицкого. Ее основные организаторы – Департамент образования Москвы, Московский институт открытого образования. Главный двигатель и инициатор – кафедра эстетического образования и культурологии МИОО. О программе конференции рассказывает доцент кафедры кандидат искусствоведения Александра НИКИТИНА.
26 ноября. Открытие Первый день – установочный. Начнется все в МХТ (Камергерский переулок) со спектакля театра-студии «Дверь» (режиссер Екатерина Миронова). Это пролог ко всей конференции. За теневым экраном педагоги театральной студии размышляют о том, как надо работать с детьми. А дети в это время перед этим экраном работают. И делают все то, что свойственно делать детям. Потом идет торжественно-приветственная часть, во время которой деятели культуры лично или с помощью видеообращения разговаривают с участниками конференции о том, как они видят смысл и значение конференции. В первой части деятели искусства и театра, во второй – деятели науки и педагогики. Мы точно знаем, что будет заместитель директора Института художественного образования РАО Любовь Савинкова. Обещал быть Евгений Ямбург. Обещал сделать видеообращение директор московского Центра образования №686 Сергей Казарновский. Будут психологи, педагоги, академики, директора видных московских школ, представители нашего института, представители Московского Департамента образования… Вторая часть дня тоже установочная. Она пройдет в школе №1239 (Вспольный переулок, дом 6). Будут показаны два открытых урока, которые увидят все участники. Нам это важно, потому что люди, которые занимаются режиссурой в детских театральных коллективах, не всегда знают, насколько серьезно и глубоко происходит внедрение театрального образования в урок. С другой стороны, люди, которые занимаются образованием, тоже не представляют себе, что в России с XVII века существует традиция театра-урока, который связан не с переодеванием, а с организацией импровизации, театральной игры, театрального поиска через проживание.Один урок покажут московская учительница Светлана Фетисова, которая работает по программе Зинаиды Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», и пермский педагог, профессор Пермского института искусства и культуры Виктор Ильев, который написал книгу «Когда урок волнует». И второй урок – доктора педагогических наук Вячеслава Букатова по МХК, сделанный в жанре драмогерменевтики. Вечером будет два мероприятия. Одно для участников, другое для лидеров. Первое – заседание экспертного совета, второе – гостиная воспоминаний.На круглом столе «Театральная педагогика как часть педагогики искусства – стратегический стержень современного образования» соберутся и теоретики, которые написали основные труды по этой теме, и руководители самых сильных в стране детских театральных коллективов, и директора школ, где активно развивается это направление, и ученые, которые занимаются в целом педагогикой искусства. Они вместе будут планировать, кто из них и что будет на конференции отсматривать, чтобы потом создать перспективный итоговый документ. Согласился вести этот круглый стол профессор РАТИ Геннадий Григорьевич Дадамян.И в это самое время в Союзе театральных деятелей состоится гостиная воспоминаний. Это одна из особых программ конференции. Обычно на научных конференциях лирических отступлений не бывает, а для нас они очень важны. Эта гостиная посвящена великим петербургским театральным учителям – руководителю Театра юношеского творчества (ТЮТ) при Дворце пионеров имени Жданова Матвею Григорьевичу Дубровину и руководителю Ленинградского ТЮЗа Зиновию Яковлевичу Корогодскому. 27 ноября. День рождения Леопольда Сулержицкого Начнется этот день в центре образования №875 на проспекте Вернадского. Эта школа – базовая экспериментальная площадка НИИ художественного образования РАО, там происходит серьезное приобщение детей к искусству по самым разным направлениям. Первая часть дня в этой школе – 18 открытых уроков. По 6 уроков в трех параллелях. Уроки дают как учителя этой школы, так и других, педагоги, которые работают в жанре театральной педагогики. Представлены все возрасты – с 1-го по 9-й класс, все предметы – и литература, и математика, и светская этика, и история, и география…А после 13 часов начинается секционная работа. Три основные секции: «Школьная театральная педагогика – общему образованию в контексте инноваций в российском образовании, образовательных систем современной России», «Современное состояние и положение театра, где играют дети: его ресурсы и дефициты, его социокультурное значение и место в художественной культуре», «Образовательное путешествие реальное и виртуальное как особая событийная образовательная среда». Еще одна секция – «Русский психологический театр и психологическая и педагогическая наука в XX и XXI веке». Это совсем отдельная тема. Доклады будут идти параллельно в четырех секциях. После 16 часов мы перемещаемся в пространство Леопольда Сулержицкого. К сожалению, музей-квартиры Сулержицкого не существует. Поэтому мы встречаемся в музее-квартире К.С.Станиславского, за что МХТ большое спасибо. Во время пленарного заседания прозвучат сообщения, посвященные Л.А.Сулержицкому: доклад главного хранителя музея МХТ Марии Полкановой о репетиции «Гамлета» в Московском художественном театре, сообщение Жанетты Шалимовой, ученого секретаря Географического общества, – взгляд на творчество Сулержицкого глазами географа. Будет сообщение научного сотрудника литературного музея Л.Н.Толстого о семейной переписке Сулержицких и Толстых. Будет сообщение сотрудника Международного центра-музея им. Н.К.Рериха о близости духовных исканий Сулержицкого и Рериха.Вторая часть круглого стола – выступление авторов крупнейших концепций – В.А.Ильева, А.П.Ершовой, О.А.Антоновой. Нам важно, чтобы они друг друга услышали. Как ни странно, люди, которые двигают театральную педагогику в нашей стране, друг о друге либо совсем, либо почти не знают. 28 ноября В этот день те, кого больше интересуют урок и класс, и те, кого больше интересует спектакль, с утра работают в разных пространствах. Те, кого больше интересует урок, работают в Московском музее образования в Вишняковском переулке, дом 12. Пленарное заседание открывает Геннадий Алексеевич Ягодин. Будет работать секция «Феномен школьной театральной педагогики». Доклад Зинаиды Новлянской посвящен становлению авторской позиции ученика на уроках литературы. И будет доклад заместителя директора Института филологии и истории РГГУ Юрия Львовича Троицкого о «Школе понимания». Он создал замечательный курс «Эгоистория», один из ключевых принципов которого – принцип событийности. У Новлянской идея ролевого тренинга связана с ролями «автор», «читатель», «критик». У Троицкого роли «современник», «иностранный наблюдатель», «потомок» и «шут-пересмешник», из их взглядов складывается объективный, а не тенденциозный взгляд на историю. Важны точки пересечения этих двух ролевых идей.Люди, которые непосредственно занимаются театром, в котором играют дети, в это время попадают в детский музыкально-драматический театр «А-Я». Петр Зубарев из Мариинска, художественный руководитель театра «Желтое окошко», покажет мастер-класс. Это тренинг, как актер должен готовиться к встрече с маленьким зрителем. Второй мастер-класс – Светланы Кочериной, преподавателя Литинститута и заведующей литературной частью театра «А-Я». Она организовала непрерывно идущий конкурс драматургии для детей, в том числе для очень маленьких. Потом будет круглый стол «Современные проблемы театра, где играют дети». После обеда вся эта огромная компания дружно переезжает в центр образования №686, и там происходит интеграция урока и театра. Сначала идут уроки класс-центра, на которых интегрируется общеобразовательное и творческое – геометрия и танец, вокал и литература.Для участников конференции Петр Зубарев играет спектакль «Иваново сердце». И после этого в параллель идут два потрясающих мастер-класса – директора школы-интерната для глухих детей из Нижнего Новгорода, научного руководителя, режиссера театра «Пиано» Владимира Чикишева по пантомиме и профессора Орловского государственного института искусства и культуры Александра Титова под названием «ТОН-ПОЭЗ-ПЛАС» – сочетание поэзии и пластики. 29 ноября. День, посвященный театру, где играют детиУтром в две линейки идут спектакли и мастер-классы. Часть спектаклей идет в большом зале центра детского творчества «Преображенский», часть – в центре дополнительного образования детей «Черкизовский парк».В концертном зале на 600 мест состоятся спектакли «Орфей и Эвридика» московской театральной студии «Ворона», «Ежик в тумане» пермской театральной студии «КОД» и «Собака по имени Пес» московской студии «И там, и сям». Эта линейка посвящена теме вхождения ребенка в культуру и в мир чтения через театр. А малая линейка пройдет в зале на 60 мест. Там скорее социальная тематика, две открытые репетиции. Одну репетицию покажет Павел Максименко – это театр, который учит детей мыслить о современности. Вторая открытая репетиция – это кукольный театр, Ольга Проказова занимается социализацией очень маленьких детей через театральные методы. И будет спектакль «До свидания, мальчики» Людмилы Манониной, детская театральная школа «Рубикон». Потом состоится круглый стол по итогам просмотренного утром в двух линейках.И после этого начнутся мастер-классы по театральным специальностям. Театральный режиссер Дамил Салимзянов проведет мастер-класс «Театр для самых маленьких». Вячеслав Букатов будет давать занятие, которое называется «Лепка фразы» по методике Петра Михайловича Ершова. Очень любопытный мастер-класс будет у Сергея Розова – «Работа с этюдом». Очаровательная лаборатория предполагается у Евгения Сазонова – «Строим театр своей мечты», сочинение авторской концепции идеального театра. А во второй половине дня мы перемещаемся в театр «А-Я», и тут у нас будет гостиная воспоминаний, посвященная Леопольду Сулержицкому.30 ноября. Последний день конференцииС утра у нас опять работают четыре секции, о которых я говорила выше.После обеда экспертный совет садится верстать итоговые документы по итогам всей работы. А участники идут в музеи – Рериха, Станиславского, Толстого, Пушкинский, на тренинг по плейбэк-театру.Затем происходит оглашение итоговых документов, обсуждение, награждение лучших докладчиков и пожелания друг другу.Тем педагогам, которые хотят попасть на конференцию в качестве зрителей, надо обязательно зарегистрироваться на сайте http://pediskus.ru. P.S. Более подробный рассказ о конференции школьной театральной педагогики и детальное расписание – на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru.
Комментарии