search
main
0

Условные планы для реального региона. Мастерская «Проектирование хозяйственной деятельности экономического района»

Цель работы: расширение знаний о регионе, на территории которого проходит экологическая экспедиция, углубление знаний о процессах добычи и переработки природных ресурсов; разработка мини-проекта, посвященного хозяйственной деятельности экономического района на основе интеграции географических, химических, психологических и экономических знаний.

Учимся рациональному хозяйству с Ириной Хачатрян. Несколько часов географии, химии и экономики, и ты уже можешь проектировать хозяйственную деятельность целого региона!

Оборудование: учебная, учебно-методическая литература по географии конкретного экономического района и его регионов; научно-популярная литература о его культурно-исторических ценностях; атлас «География России»; информация о химическом составе минералов; ватман, фломастеры, карандаши.

Общая концепция работы мастерской

За основу работы мастерской взята авторская методика разработки коллективного учебного проекта «Хозяйственная деятельность экономического района: возможности и реальное состояние». В ходе работы ребята анализируют справочную информацию о природных ресурсах экономического района, на территории которого проводится экспедиция. На основании собранной информации они разрабатывают проект перспективной хозяйственно-экономической деятельности, которую можно развернуть, опираясь на имеющиеся ресурсы. Затем ученики сравнивают свой проект с реально сложившимся хозяйственным комплексом исследуемого района. Проводится сравнительный анализ и даются необходимые рекомендации по оптимизации комплекса.

Порядок выполнения работы

1. Мотивационный этап.

Учитель объясняет идею данной мастерской. Школьники изучают лито-, гидро-, атмо- и биосферные особенности окружающей среды (химический состав водных ресурсов и минералов, состав почвы, климатические условия, радиационный фон, растительность, биоценоз и др.). Эти знания дают учащимся представление о природных особенностях территории, которые являются важнейшими предпосылками хозяйственной деятельности человека.

2. Введение в исследование.

Перед ребятами ставится цель – разработать мини-проект по организации хозяйственной деятельности экономического района.

Ученики должны перечислить основные предпосылки экономической деятельности человека. Затем учитель обращает внимание группы на аспекты, связанные с национальным составом, особенностями культуры и родом занятий коренного населения, историей освоения и культурно-историческим наследием экономического района.

3. Определение задач исследования, распределение деятельности.

Дети получают задание: поработать с источниками информации (книгами, картами атласа); составить комплексную условную карту региона.

Работая с литературой и картами атласа, школьники должны выявить и записать в тетради:

– региональный состав и экономико-географическое положение экономического района;

– климатические условия;

– природные ресурсы (водные, агроклиматические, земельные, лесные, почвенные, энергетические, биологические и минеральные);

– месторождения полезных ископаемых;

– химический состав полезных ископаемых;

– национальный состав, особенности культуры и род занятий коренного населения, историю освоения района, его культурно-исторические ценности.

Эти задачи учащиеся распределяют между собой. Один из них изображает на ватмане абрис экономического района, его рельеф и имеющиеся водные ресурсы.

4. Сбор и обработка информации.

Учитывая смешанный возрастной состав групп (с 5-го по 11-й классы) и ограниченность в условиях экспедиции источников информации, учитель проводит с ребятами беседу, в ходе которой выявляются их знания о географии данного экономического района и истории его освоения. Сформировать представления учеников о местных культурно-исторических ценностях помогает экскурсионная программа, которую составляют представители региона.

Затем дети работают с информационными источниками, сообщают полученные сведения остальным членам группы.

В задачи исследования входит выявление материально- и социально-экономических потребностей, уяснение сущности понятия «блага». Знания в области психологии и экономики школьники получают непосредственно от учителя.

Информация по психологии. На этом этапе учитель знакомит ребят с различными подходами к типологии потребностей человека, подробно рассматривает иерархию потребностей, предложенную А. Маслоу.

Информация по экономике. Учитель знакомит учеников с сущностью экономического понятия «блага», видами благ (блага даровые и блага экономические), акцентирует внимание на производстве экономических благ как важнейшем направлении хозяйственной деятельности. Совместно с учениками рассматриваются примеры химического или нефтехимического производства – от природного ресурса до конкретной продукции (например: пирит – железо и серная кислота; нефть – бензин, масла, полиэтилен и др. продукты нефтепереработки).

На основе полученной информации учащимся предстоит разработать модель хозяйственной деятельности экономического района, параллельно составляя комплексную условную карту.

5. Составление комплексной условной карты экономического района.

Условная карта района состоит из:

– физической карты экономического района (рельеф, водные ресурсы);

– нанесенных на карту условных обозначений природных зон, почвенных, лесных, энергетических и минеральных ресурсов;

– нанесенных (штриховкой) областей с различной плотностью населения.

Такое совмещение способствует комплексному восприятию учащимися географических параметров проектируемой экономической модели.

Для экономии времени целесообразно считать, что топливно-энергетический комплекс данного экономического района полностью удовлетворяет потребность в электроэнергии. Поэтому на условную карту также наносятся обозначения основных действующих электростанций.

6. Разработка модели хозяйственной деятельности.

На этом этапе происходит «мозговой штурм», в ходе которого каждый ученик вносит аргументированные предложения по организации хозяйственной деятельности экономического района.

Все предложения записываются в тетрадь, а затем ранжируются по степени значимости (приоритету внедрения).

Если ребята недостаточно активны, учитель подводит их к новым вариантам, напоминая о рассмотренных выше материально-экономических потребностях и неучтенных группой сведениях о имеющихся ресурсах и возможностях их использования.

Окончательный вариант модели хозяйственной деятельности экономического района выписывается на ватман рядом с условной картой как итог работы группы.

7. Выявление реального состояния хозяйственной деятельности экономического района и сопоставление его с разработанной моделью.

Используя информационные источники, учащиеся выявляют существующие отрасли хозяйства экономического района. Детальное рассмотрение экономической карты и знакомство с хозяйственной деятельностью городов по литературным источникам и атласу позволяет составить перечень существующих отраслей хозяйства района (с указанием соответствующих населенных пунктов). Сведения о реальной хозяйственной деятельности экономического района сопоставляются с моделью, разработанной группой.

8. Подготовка отчета. Выводы по перспективам развития экономического района.

На основании результатов проведенной работы формулируются выводы о перспективных направлениях развития экономики района. В материалы отчета включаются информация об этапах работы в мастерской, сравнительные результаты разработок отдельных групп, перечень существующих отраслей хозяйства данного экономического района и выводы о перспективах развития его экономики.

Ирина ХАЧАТРЯН, учитель химии средней школы №1927 г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2000»

Результаты работы мастерской

Предложения по организации хозяйственной деятельности Северо-Западного экономического района касались не только производящих, но и непроизводственных отраслей экономики. Все группы предложили создать рекреационные зоны, чтобы сохранить природные богатства и памятники архитектуры; писали о развитии туризма, инфраструктуры, строительства. Учащиеся аргументировали свои варианты производств, опираясь на химический состав имеющихся в регионе природных ресурсов. Большое внимание при этом уделялось экологическим аспектам производственной деятельности (в том числе таким принципам, как комплексное использование сырья и безотходность процессов). Ребята решили, что необходимо создать объединенные комплексы лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной отраслей промышленности, делать мебель, выстроить предприятия органического синтеза на основе углерод- и кремнийсодержащего сырья, развивать силикатную промышленность. Ученики рассмотрели проблемы упадка и возрождения производства на примере предприятий Новгородской области (текстильная фабрика «Крестецкая строчка» и фабрика елочных игрушек), посещение которых входило в экскурсионную программу экспедиции.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте