search
main
0

Ушинский в школе

Как открыть классика подросткам?

Педагогическое величие Константина Ушинского несомненно, а его идеи актуальны для современной школы, для нас, практикующих педагогов, и для студентов педагогических специальностей. Вопрос в том, надо ли знакомить с педагогическим наследием Ушинского школьников – обучающихся психолого-педагогических классов, а если надо, то как это делать?

Елена ВАЙНИК
Фото Марии ГОЛУБЕВОЙ

Цитирую Константина Дмитриевича и присоединяюсь к его мнению: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Считаю вполне возможным и полезным использование наследия этого великого педагога в условиях современной российской школы и допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся.

Ушинский предупреждал, что «голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами». Наша школа разделяет это положение дидактики Ушинского. Считаем, что работа с учащимися по выявлению и сопровождению их интереса к получению психолого-педагогических специальностей должна проводиться в системе. Для этого мы оформили концептуальную модель психолого-педагогического класса, в которую включены все этапы выявления и сопровождения педагогами нашей целевой группы учащихся.

Придерживаемся мнения Ушинского о том, что «детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его». На раннем этапе выявления учащихся, которые проявляют интерес к социальной деятельности в системе «человек – человек» в 4-6-х классах, классный руководитель, педагог-психолог и другие специалисты действуют посредством наблюдения и вовлечения в подходящие виды деятельности.

На следующем этапе – с обучающимися 7-9-х классов – уже работает больше педагогов-специалистов, которые осуществляют комплексное профориентационное сопровождение и предпрофильное погружение в активные формы. И здесь именно от того, как будет выстроено взаимодействие обучающихся с педагогами, зависит, какой выбор сделают ребята. Ведь Ушинский говорил: «Воспитателям вверяется нравственность и ум детей, душа, будущность нашего Отечества. Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанниками…»

И вот мы уже имеем группу учащихся, определивших для себя направление дальнейшего движения, сформирован психолого-педагогический класс. Однако опять-таки вспоминаем слова Ушинского: «…всякая человеческая душа требует деятельности и, смотря по роду той деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, – такое направление примет и ее развитие». Поэтому нужно организовать для класса/группы среду так, чтобы у них было многообразие форм начинающей деятельности в сфере психологии и педагогики – от специальных учебных предметов, общения с преподавателями и студентами вузов и до реальных педагогических практик, представления своих проектов на студенческих конференциях.

При изучении в рамках обществознания темы «Право на образование в РФ» можно обратиться к идеям Константина Ушинского о народной школе. Школа, по глубокому убеждению педагога, должна быть не только доступна народу, народ сам должен ею управлять: «Народная школа может широко и беспрепятственно развиваться только тогда, когда о развитии ее будет заботиться тот самый народ, которому она нужна…»

Теперь приведем конкретные примеры использования наследия Ушинского в работе с учащимися психолого-педагогического класса из наших дидактических материалов.

Задание 1. Предлагаем ребятам проанализировать выдержки из нескольких документов и найти подтверждение того, что идеи Ушинского об общедоступности образования применены в современной образовательной политике.

Так, идея Константина Дмитриевича о доступности образования для всего народа отражена в статье 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  •      гарантируется право каждого человека на образование;
  •      право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  •      реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Также согласно статье 43 Конституции Российской Федерации государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, а также среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Не менее значима идея Ушинского о преждевременности обучения. Вредно, подчеркивал педагог, как опоздать с началом учения, так и начать его слишком рано: «Если вы начинаете учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время».

Задание 2. Нужно найти в законодательной базе подтверждение того, что идея Константина Ушинского о своевременности начала обучения используется в современной образовательной политике.

Статья 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Необходимо помнить, что для каждого возраста существует свой объем знаний, который ребенок должен получить и может усвоить.

Задание 3. Предлагаем ребятам порассуждать о пользе и вреде распространенных сегодня ГДЗ. Даем две цитаты:

  1. Ушинский: «Не уметь хорошо выражать своих мыслей – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний».
  2. Из приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 (ред. от 8.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»: «…Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории».

Используя данные цитаты, нужно объяснить, в чем современные требования ФГОС к образовательным результатам совпадают с мнением Ушинского о результатах обучения.

Константин Дмитриевич решительно возражал против развлекающего обучения, не разделял мнения некоторых педагогов сделать обучение как можно более легким: «Шутливая, потешающая педагогика разрушает характер человека в самом зародыше. Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». Однако в то же время находим у него и такое суждение: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности явлений и интересов».

Даем задание 4. «Сопоставьте две цитаты, принадлежащие великому педагогу. Можно ли считать их противоречащими друг другу? Аргументируйте вашу позицию. Как вы думаете, имеет ли место развлекающее обучение в современной школе и как к такому обучению относился Ушинский?»

Задание 5. Ушинский говорил: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще… Детская природа ясно требует наглядности». Предлагаем ученикам составить из предложенных понятий схему-кластер под названием «Наглядные пособия». Ребята думают, соотносят, что у них получается.

Очень большое внимание Ушинский уделял вопросам воспитания, которое он не отделял от процесса обучения. Он считал, что воспитание – огромный труд, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Задание 6. «Подумайте, что имел в виду Ушинский. Что помогает педагогу лучше узнать ребенка для его эффективного воспитания?»

Завершить хотелось бы двумя актуальными цитатами великого педагога: «Главное достоинство… преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом» и «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины». И с этим не поспоришь!

Елена ВАЙНИК, директор средней школы №36, Петрозаводск

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте