Тема “Государственно-правовой контроль за экономикой”
Цель: рассмотреть, каким образом государство регулирует рыночную экономику.
Задачи. Выяснить, что такое государственно-правовой контроль и каковы его виды.
Формирование мировоззрения, правового сознания.
План изучения
1. Понятие государственно-правового контроля.
2. Виды государственно-правового контроля.
Каковы причины вмешательства государства в экономику?
Мы знаем, почему государство вмешивается в экономические отношения, а сегодня нам предстоит узнать, каким образом оно осуществляет это вмешательство. (Сообщение темы урока).
Государственно-правовое регулирование (контроль) рыночной экономики – это система мер, осуществляемых государственными органами с помощью права в целях устойчивого развития экономики.
Самое главное здесь – сохранить чувство меры: недостаточный контроль приведет к произволу со стороны производителей, чрезмерный контроль может задушить инициативу и предприимчивость и в конечном итоге экономику.
Что же представляет собой система государственных мер по регулированию экономики?
Виды государственно-правового контроля
Управление предприятиями на праве государственной собственности.
Государство занимается производством общественных благ, т.е. благ, которыми пользуются все (прогноз погоды, оборона страны, свет маяка и т.д.). Частные производители заниматься этим не будут, а если и будут, то общественных благ может быть произведено недостаточно.
Естественные монополии: информатика, энергетика, связь, космос, разработка полезных ископаемых.
Это такие сферы производства, где технология или большой размер капиталовложений требует одного собственника. В этих отраслях создаются государственные предприятия, которыми управляют органы исполнительной власти. Но доля государственных предприятий не должна быть большой, т.к. они имеют свои недостатки и деятельность их менее эффективна, чем у частных предприятий.
Налоговый контроль
Без налогов государство не сможет выполнять свои функции. “Налоги – кровь государства”. На эти средства содержатся образование, здравоохранение, армия, правоохранительные органы, культура, осуществляется социальная поддержка населения.
Формы оказания финансовой помощи:
кредиты, инвестиции (долгосрочные капиталовложения); дотации (дар); трансферты (безвозмездный финансовый вклад).
Развитие инфраструктуры
Строительство дорог, мостов, линий электропередачи, школ, гостиниц, средств связи.
Экологический контроль
Установление экологических норм; применение санкций за их нарушение.
Санитарный контроль: за безопасность труда, качеством продукции, выпуском медикаментов.
Таможенный контроль
Государственные таможенные органы выдают разрешения на ввоз и вывоз определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается. Эти органы взимают и таможенные пошлины.
Но и в данном случае надо соблюдать меру, чтобы слишком не опекать отечественных товаропроизводителей и не создать для них неконкурентные условия и нежелание совершенствовать производство.
Контроль за соблюдением трудового и социального законодательства
Рабочее время в неделю не должно превышать 40 часов, должна быть определенная заработная плата (государство устанавливает минимум), государство следит за этим, закон предусматривает защиту работников от произвола работодателей.
Пожарный контроль
Опасность пожаров в условиях города возрастает, и последствия пожаров очень трагичны.
Какой вывод о взаимосвязи государства, права и экономики вы можете сделать?
Вывод: государственно-правовое регулирование экономики призвано обеспечить ее процветание в интересах всего общества.
Закрепление: исследование проблемы, поставленный в начале урока.
Тема “Рынок ценных бумаг и его участники”
Цель: познакомить учащихся с законодательством о рынке ценных бумаг и основными участниками данного процесса.
Задача: отработка учащимися умения составлять конспект.
Ход урока
Учитель: В нашей стране рынок ценных бумаг еще только складывается. Это сложный и хитрый рынок, деятельность на котором требует и интуиции, и экономических знаний. Для того чтобы здесь было меньше нарушений, государство законодательно определяет “правила игры”. Задача сегодняшнего урока – познакомиться с этими правилами и участниками рынка.
Изучается учащимися данный вопрос самостоятельно и составляется конспект.
Тема “Повторительно-обобщающий урок по теме “Ценные бумаги”
Ход урока
Учащимся предлагается задание, включающее вопросы трех уровней: минимальный уровень – оценка “3”, I уровень – оценка “4”, II уровень – оценка “5”. Задание начинает выполняться с минимального уровня.
Минимальный уровень:
1. Объяснить понятия: ценная бумага, дилер, акция, облигация.
2. Выбрать ответ:
1) ценные бумаги выполняют юридические функции:
а) гарантийную и функцию передачи;
б) регулятивную и информационную;
в) регулятивную и охранительную.
2) Ценные бумаги могут быть:
а) именными;
б) предъявительскими;
в) акционерными;
г) правильно “а” и “б”;
д) правильно “а”, “б” и “в”.
3) Эмитент – это…
а) профессиональный участник рынка ценных бумаг;
б) лицо, приобретающее ценные бумаги;
в) организация, выпускающая в обращение ценные бумаги.
4) Рынок ценных бумаг регулируется…
а) Конституцией РФ;
б) Гражданским кодексом РФ;
в) Законом РФ “О рынке ценных бумаг”.
5) Ценные бумаги продаются и покупаются…
а) на фондовой бирже;
б) на товарной бирже;
в) на бирже труда.
(Правильные ответы: 1а, 2г, 3в, 4в, 5а)
Николай КОВАЛЕНКО,
Ирина СЕМЕНИХИНА,
учителя права
Комментарии